Чтобы страна не осталась без своего масла, нужно выделить очередной десяток миллиардов Минсельхозу на субсидии и закуп подсолнечника. Или… не вмешиваться, как говорят сторонники свободного рынка.
Китай раскупил практически весь урожай казахстанского подсолнечника. Из-за этого в невыгодном положении оказались отечественные масложировые предприятия. Им приходится закупать сырье из-за границы и просить помощи государства. Об этом Caravan.kz заявил представитель компании ТОО «Алматинский продукт» Александр Майдуров.
По сути, проблему можно сформулировать так: хотим ли мы отдавать за границу сырье или готовый продукт? Продажа сырья по высоким ценам за границу позволяет заработать фермерам и стимулирует расширение производства подсолнечника. Но если продавать готовый продукт — масло — то так можно укрепить собственное производство. А это дополнительные рабочие места и дешевое масло на наших полках.
Но некоторые специалисты уверены — рынок все отрегулирует сам.
По мнению экономиста Даурена Ошакбаева, нет ничего предосудительного в том, что масложировые предприятия закупают продукцию у зарубежных аграриев, с которыми у них завязаны партнерские отношения. Он предполагает, что такие сделки для компаний могут быть даже выгоднее, чем покупка сырья на внутреннем рынке. А к выделению инвестиций, по мнению Ошакбаева, нужно подходить более предусмотрительно, не делая «из мухи слона».
— Я не понимаю: зачем субсидировать то, что и так рентабельно?
Прокормит ли Казахстан Китай? Фермеры говорят о рисках экспорта продуктов в «Поднебесную»
И то, что в 2017 году на рынке не осталось семян подсолнечника, вовсе не означает, что в этом году ситуация будет такая же. Год году рознь, как говорится. На мой взгляд,
если фермеры и переработчики не могут договориться по цене, это не повод для вмешательства государства
Зачем увеличивать финансирование субсидий масличных, если объем производства и так растет? Растет и урожайность. Это будут вхолостую потраченные деньги, — считает экономист.
Между тем такой исход сырья за границу несет риски для маслоделов.
По данным Елены Муромцевой, генерального директора «ЭФКО Казахстан» (предприятия, занимающегося переработкой масличных культур), из собранных в 2017 году 680 тыс. тонн подсолнечника на внутреннем рынке осталось около 400 тыс. тонн. Загруженность перерабатывающих предприятий составляет менее 30%. Это негативно влияет на состояние отрасли и продовольственную безопасность Казахстана — ведь снижение производства масла означает, что оно будет дорожать.
Стране выгоднее продавать на экспорт готовый продукт, а не сырье
— Наше предприятие закупает подсолнечник в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях. В этом сезоне существенную поддержку производителям подсолнечника оказывало государство — например, в Павлодаре. Субсидия при сдаче сырья на переработку отечественному предприятию составляла 10 тенге за килограмм. Это мера позволила нам на закупках конкурировать с узбеками и китайцами, — отмечает она.
Муромцева подчеркивает, что в 2017 году, в рамках госпрограммы развития АПК на 2017-2021 годы было принято решение об отказе выплаты погектарной субсидии с переходом на выплаты субсидии за килограмм, сданный отечественному переработчику.
— Однако
размер субсидии в Алматинской области — 4 тенге за кг сои — не позволяет предотвратить вывоз сырья на экспорт
Поэтому важно отрегулировать механизм защиты внутренних переработчиков республики. Для этого необходимо увеличить размер субсидий в 2018 году до 25 тенге для сельхозпроизводителей, которые будут сдавать маслосемена на переработку на территории Казахстана, — считает она.
С необходимостью применения таких протекционистских мер согласен и Арман Касымов, экономист Astana Best Consulting Group:
— Чтобы как-то изменить ситуацию, правительство должно выделять больше средств в масличную отрасль. На выделенные средства можно создать фонд, который будет пополнять стратегические резервы по масличным культурам — аналог нынешней Продкорпорации. Но нужно продумать механизм ценообразования — высокие цены невыгодны такому фонду. Поэтому это нужно будет делать по контракту, где будут прописаны заранее оговоренные цены, — считает Касымов.
Но как отмечает Касымов, учитывая, что у Минсельхоза бюджет ограничен, нужны миллиарды тенге, чтобы помочь масличной отрасли. На текущие проблемы правительство уже выделило для КазАгро средства из государственного фонда социального страхования в размере 60 млрд. И они в первую очередь пойдут на закуп зерна пшеницы, а не семян подсолнечника.
— Что касается масличных культур, нужно выделить средства, чтобы увеличить субсидии на масличные культуры и заинтересовать аграриев их сеять.
60 млрд для «КазАгро»: бедные люди спонсируют олигархов — Шибутов
Большинство крестьян сегодня выращивают пшеницу, потому что по цене это более рентабельно. Помимо этого, пшеница так не обедняет почву, как масличные культуры. При посеве масличных почве нужно давать «отдыхать», сажая на ней другую культуру, — говорит Касымов.
Заметим, что по данным на 2016 год, нормы субсидий по масличным культурам составляли:
— Между прочим, несмотря ни на что, доля выращивания масличных культур увеличивается — часть крестьян переходит на них с пшеницы. Думаю, это происходит за счет Китая — там предлагают хорошую цену. Этот рынок всепоглощающий, — говорит экономист.
Шанс для Казахстана именно в этом «бездонном» спросе со стороны Китая. Ведь продавать туда можно не только сырье, но и готовый продукт, созданный казахстанцами.
В сельском хозяйстве Казахстана нужна революция — Своик
Впрочем, у любых протекционистских мер есть обратная сторона. По мнению аграрного экономиста Даурена Ошакбаева, ситуацию в сфере масличных культур так просто не разрешить.
Кто-то обязательно пострадает: или казахстанский производитель, или переработчик, или же налогоплательщик
— Кому-то в любом случае придется заплатить. В 2008-2009 гг. у нас вводился даже запрет некоторых масличных культур, но это негативно сказалось на производителе.
Если ограничивать экспорт или снизить внутреннюю цену любых сельхозкультур, становится невыгодно их выращивать
Фермеры просто перестают этим заниматься, — отмечает Ошакбаев.
Надо отметить, что бизнес тоже принимает активное участие в поддержке масличной отрасли — в этом есть прямая заинтересованность. Елена Муромцева рассказывает, что в 2017 году их предприятие передало сельхозтоваропроизводителям порядка 900 тонн семян сои с отсрочкой платежа до уборочной. Это позволило засеять почти 7,2 тыс. га земли.
— В какой-то момент поняли, что и этого недостаточно. И начали реализацию проекта по строительству сети сервисно-заготовительных Центров в Алматинской области. Они будут заниматься оказанием всего спектра качественных услуг по организации эффективного производства, а также централизованному хранению и реализации сельскохозяйственной продукции, — рассказывает Муромцева. — Компания планирует построить мощности по приемке, подработке и хранению урожая, а также приобрести современную специализированную технику для проведения весенне-полевых и уборочных работ.
В конечном счете, включиться в сложную игру по поддержке маслодельной отрасли и попытаться создать экспортный продукт или же позволить фермерам заработать на аппетитах Китая, выбор теперь за министром сельского хозяйства Умирзаком Шукеевым.