О Казахстане известно так мало, что впечатление большинства людей об этой стране складывается от просмотра фильма «Борат», в котором Саша Барон Коэн играет незадачливого репортера. Но скоро ситуация изменится. Один из ведущих деятелей британского правосудия, бывший лорд-главный судья Вулф только что назначен на должность главного судьи нового коммерческого суда в Казахстане.
Вместе с ним там будут работать еще восемь известных судей и авторитетных адвокатов из Соединенного Королевства.
Аналогичные суды уже созданы в Сингапуре, Гонконге, Дубае, Абу-Даби и Катаре. Суд в Казахстане открывается в рамках программы модернизации при участии Международного финансового центра «Астана» с тем, чтобы превратить его в ведущий финансовый хаб в Центральной Азии.
— Это первый суд такого рода в Евразии, — говорит лорд Вулф. — У Казахстана огромная граница с Китаем и Россией. Китай строит новый Шелковый путь, который пройдет прямо через территорию этой страны. По этим причинам суд может достичь высоких результатов.
Все судьи будут из Британии, и в суде будут использоваться законы Международного финансового центра «Астана», которые по сути дела являются общим английским правом.
— В этом у них нет никакого опыта, — говорит Вулф. — Это будет показателем независимости суда и калибра судей.
Независимость гарантируют поправки в Конституцию страны
Лорд Вулф активно участвовал в создании суда в Дохе, работая вместе с Кристофером Кэмпбеллом-Холтом (Christopher Campbell-Holt), который был назначен секретарем нового суда. Ранее он работал адвокатом в юридической фирме «Нортон Роуз». В Дохе Кэмпбелл-Холт проработал семь лет. Идея суда в Казахстане такая же, но культуры двух стран очень сильно различаются.
— Казахстан преимущественно мусульманская страна, но там очень либеральная форма ислама, и люди могут исповедовать любую религию. Примерно 25% населения исповедует русское православие. Законы шариата в судах не используются, — говорит он.
Что касается ситуации с правами человека в стране, то Вулф утверждает, что там существует равенство полов, и что Казахстан отходит от традиций главенства мужчины. Привлечение к работе британских судей указывает на то, что эту идею поддерживает и президент Назарбаев, который проводит реформы с 1991 года, когда страна обрела независимость от России.
— Все судьи решительно настроены на защиту прав человека, хотя суд будет рассматривать другие дела, — говорит Вулф.
Суд открылся в январе, однако на начальном этапе главное внимание в работе будет уделяться подготовке местных судей и адвокатов. Это будет суд первого уровня и апелляционный суд, в котором лорд Вулф будет заседать периодически. Будет также ускоренная процедура рассмотрения мелких исков.
В суде будут рассматриваться стандартные коммерческие и контрактные споры
Также будет создан новый Международный арбитражный центр, и его первым председателем станет королевский адвокат Барбара Дохманн (Barbara Dohmann).
Что это может означать для евразийских споров, которые в настоящее время рассматриваются в Лондоне? Вулф согласен с тем, что пока в новом суде будет слушаться лишь небольшая часть тех дел, которые обычно рассматриваются в Лондоне.
— Но это ни в коей мере не умаляет достоинство нашего коммерческого суда. Напротив, его роль повышается, так как он работает в той части света, где эта традиция отсутствует.
Вулф добавляет:
— Президент проявил дальновидность, создав этот финансовый центр
Он хочет, чтобы мир увидел, как общее английское право действует в его стране, а не только в столице. Оно в предстоящие годы будет распространяться по всему обществу, подавая пример того, как следует вести бизнес и отправлять правосудие.
Среди приглашенных из Британии судей и адвокатов:
Битсон и Джексон займут свои должности после того, как уйдут в отставку из апелляционного суда, что произойдет в этом и следующем месяце, соответственно. Консультативный совет возглавит королевский адвокат Майкл Блэр (Michael Blair).
Судьи будут приезжать в Казахстан пять раз в год. Все они приведены к присяге на особой церемонии, и присяга эта напоминает ту, которую они принимали в Британии. У них будут мантии под цвет казахстанского флага — голубые с золотом.
Перспективы этого шага вполне понятны.
— Суд будет содействовать распространению английского коммерческого права и признанию важности верховенства права, — говорит Вулф. — Он будет укреплять связи между этой стремительно развивающейся страной в Центральной Азии и Соединенным Королевством, а они будут обращаться к нам за советами и наставлениями.
У Международного финансового центра «Астана» будет гораздо больше шансов на успех, если инвесторы поймут, что там существует безопасная среда и имеется суд, который придерживается верховенства права.
Источник: The Times