Опубликованные в понедельник сведения Нацбанка об объемах покупки и продажи иностранных дензнаков населению за ноябрь показали удивительное: одновременное снижение оборотов по всем ключевым инвалютам, учитываемым в этой статистике.
Как видно из данных таблицы, такого необычного явления не наблюдалось за все время правления Данияра Акишева в Нацбанке, включая зимние месяцы начала 2016 года, когда резкий январский скачок курса доллара за уровень в 380 тенге повлек значительный спад объемов по наличным долларам и евро. Но тогда в январе по сравнению с декабрем 2015 года увеличился объем покупки долларов у населения обменными пунктами. А в феврале к январю выросла покупка обменниками евро и российских рублей, причем по последней валюте прибавили и ее продажи населению.
Так что ноябрь и в самом деле выделяется по дружно негативной динамике продаж и покупки основных для внутреннего рынка иностранных валют. Что этому способствовало, догадаться нетрудно.
Во-первых, за ноябрь доллар ослабел со средневзвешенного уровня по итогам утренней сессии KASE с 335,02 до 331,43 тенге. Во-вторых, начиная с июня по октябрь включительно (за исключением июля) Нацбанк осуществлял интервенции на валютном рынке, защищая казахстанскую валюту от слишком быстрой девальвации. Всего за этот период нетто-продажи регулятора составили впечатляющую величину в $620,5 млн! В-третьих, руководство центрального банка вело и активные словесные интервенции, сбивая ажиотажный спрос на рынке.
Банки опять запасаются валютой, и это не к добру!
В итоге столь мощного давления на рынок статистическая картина сложилась здесь следующим образом. По главной для него валюте – доллару США – объем продажи населению в ноябре к октябрю снизился почти на четверть (точнее, на 22%) до $867,9 млн. Тем не менее, это не так уж и мало, поскольку вполне сравнимо с ноябрьским показателем 2016 года, а в нынешнем представляет собой по величине пятый месячный результат. Объем покупки американских дензнаков обменными пунктами также уменьшился – на 6,4% до $481,7 млн. Однако Нацбанку от этого легче не стало, поскольку (как отмечалось в статье «Прибавкой по золоту Нацбанк маскирует потери резервов») его активы в свободно конвертируемой валюте уменьшились за ноябрь почти на 1,5%, а в абсолютном выражении – на $287 млн.
По единой европейской валюте объем продаж населению обменными пунктами снизился за ноябрь также весьма значительно — на 14,9%, до 82,4 млн евро, а покупок в обратном направлении – на 1,1%, до 34,7 млн евро. Схожая динамика сложилась и по российской валюте – ее обменные пункты продали на 15 млрд 566,5 млн рублей, что меньше по сравнению с октябрем на 3,1%, а купили у населения 4 млрд 97,8 млн рублей со снижением на 3,4%.
Если сравнивать эту динамику с ситуацией в ноябре 2016 года, тогда картина было иной. Так, по сравнению с октябрем выросли продажи обменниками долларов, евро и рублей, а снижение объемов их покупки произошло только по российской валюте. Поэтому можно предположить, что
Нацбанку в результате массированных интервенций удалось лишь на время сбить ажиотажный спрос
на валютном рынке, который может вернуться вновь при первых же негативных информационных импульсах, не говоря уже о серьезных шоках на мировых сырьевых рынках или в соседней России.
Покупка/продажа наличной иностранной валюты обменными пунктами РК в 2015-2017 годах, млн единиц.