Водопад неожиданных новостей от ЕНПФ продолжается: инвестдоход по пенсионным деньгам смешит экспертов.
Как выясняется из информации о текущих показателях деятельности ЕНПФ, опубликованной на сайте этого АО, хвалиться его руководству вместе с представителями Нацбанка, управляющего инвестированием пенсионных активов, особо и нечем. Ведь при вполне приличных темпах экономического роста начисленный инвестиционный доход по пенсионным накоплениям за 11 месяцев вырос лишь на 0,1% по сравнению с результатом 2016 года за этот же период — до 540,4 млрд тенге, а в абсолютном выражении – на 0,4 млрд тенге.
К тому же нужно принять во внимание, что
полностью начисленный инвестиционный доход вкладчикам ЕНПФ не достается,
так как фонд берет себе положенные комиссионные вознаграждения как от пенсионных активов, так и от инвестиционного дохода. Величина первого из них увеличилась в годовом выражении на 16,0%, почти до 17 млрд тенге, а второго, напротив, сократилась в 1,5 раза — до 28 млрд тенге. В итоге этой разнонаправленной динамики «чистый» инвестиционный доход по пенсионным накоплениям вырос в большей мере по сравнению с начисленным на 2,3%, до 495,5 млрд тенге. Тем не менее, и этот прирост отстает от темпов увеличения ВВП, выросшего за 11 месяцев на 3,9%.
С доходностью по пенсионным накоплениям и вовсе случился казус. Председатель Нацбанка Данияр Акишев в интервью СМИ сообщил на днях, что за 11 месяцев года доходность пенсионных активов составила 7,15% при инфляции с начала года 6,3%. Таким образом, при подсчетах с начала года положительная реальная доходность по ним обеспечена в размере 0,85%. Несколько позже и сам ЕНПФ уведомил, что доходность пенсионных активов, распределенная на счета вкладчиков (получателей) за период с 1 января по 30 ноября 2017 года, составила 7,15%, что в годовом выражении составляет 7,80% годовых. Однако аналитики Ассоциации финансистов Казахстана сообщили в своей рассылке иную величину доходности по итогам 11 месяцев – 6,9% при той же инфляции с начала года. Правда, через несколько дней
пресс-релиз АФК на эту тему был скорректирован и эта оценка из него исчезла без какого-либо объяснения
Однако и оценка этого показателя, приведенная ЕНПФ и г-ном Акишевым, также не появилась в окончательной версии пресс-релиза АФК!
Остался в пресс-релизе и его настораживающий заголовок – «ЕНПФ приобрел гособлигации Бразилии». Это вряд ли порадует вкладчиков, поскольку во время прошлогодней летней Олимпиады в этой стране все сумели в очередной раз убедиться в грустном состоянии ее экономики. Как следует из сведений самого ЕНПФ, в государственные ценные бумаги Бразилии, номинированные в долларах, было вложено за последний месяц осени 26,6 млрд тенге со средневзвешенной доходностью 5,1% годовых. Более того, в канун президентских выборов в России, истратившей свой Резервный фонд, наш
Нацбанк рискнул вложить в долларовые ГЦБ Российской Федерации почти 46 млрд тенге!
Правда, средневзвешенная доходность по ним неплохая – 4,9% годовых. Для сравнения: по казначейским обязательствам США доходность составляет лишь 1,3% годовых, а в них в ноябре было вложено пенсионных накоплений на 103,8 млрд тенге при объеме продажи этих инструментов на 46,2 млрд тенге.
Примечательно и то, что Нацбанк, руководство которого усердно убеждает всех в необходимости дедолларизации экономики, на самом деле продолжает делать ставку на инвестирование пенсионных активов именно в долларовые инструменты! Их доля в инвестиционном портфеле ЕНПФ выросла за 11 месяцев 2017 года с 22,34% на его начало до 27,29% к 1 декабря. А в абсолютном выражении объем инвестиций в эти инструменты увеличился на 40,3%, до 2 трлн 93,3 млрд тенге. По тенговым инструментам прирост оказался весьма скромным – 7,6% с начала года, до 5 трлн 534,5 млрд тенге, а их доля в портфеле ЕНПФ опустилась с 76,98% до 72,14%. Скромная прибавка сложилась и по инструментам, номинированным в российской валюте, — 2,5%, почти до 36 млрд тенге. И
это при том, что по итогам 2016 года сам Нацбанк с помпой преподносил именно рублевые инструменты как наиболее доходные!
На другие валюты Нацбанк и вовсе не ставил, поэтому неудивительно, что доля инструментов, номинированных в них, снизилась с 0,15% на начало года до 0,10% к 1 декабря, а в абсолютном выражении их объем сократился на 22,7%, до 7,9 млрд тенге.
Но главный сюрприз от «пенсионки» прозвучал, конечно же, из уст главы государства, заявившего по поводу возможного допуска к управлению пенсионными активами «частника»:
— Я о таких мыслях, чтобы передать частным лицам, не знаю. Мы пока именно вот так централизуем – Национальный банк, государство отвечают за сохранность и за увеличение стоимости этих денег.
Более того, президент Казахстана сказал на итоговой годовой встрече с журналистами, что не исключен вариант объединения пенсионных активов с деньгами Национального фонда по примеру Норвегии:
— Он стал единым фондом, который более надёжный для людей и для всех. Может быть мы тоже пойдём по этому пути. Но контроль за этими деньгами государству нельзя упускать, это я понял.
Всё равно в любом случае государство отвечает за пенсии
Г-н Акишев, естественно, взял под козырек, заявив журналистам, что в Нацбанке будут изучать эту идею, и предположив заодно, что вряд ли «речь идет о каком-то уже конкретном плане действий». Почему вдруг оказалось, что
в Акорде оказались не в курсе планов Нацбанка и правительства передать пенсионные активы в управление частным компаниям,
он говорить не стал. Между тем как раз Нацбанк активно педалировал тему – по всей видимости, под сильным давлением банковского лобби, заинтересованного в возврате к части столь лакомого «пирога» пенсионных накоплений.
Более того, в ответ на один из депутатских запросов премьер-министр Бакытжан Сагинтаев сообщил, что Нацбанк подготовил предложения по передаче пенсионных активов частным управляющим компаниям, которые, с его слов, в 2016-2017 годах неоднократно рассматривались на заседаниях Совета по экономической политике и на площадке АФК. Поведал он тогда и о конкретном сроке передачи пенсионных активов в управление отечественному «частнику» — до конца 2018 года. Что будет теперь с этими планами, сказать сложно. А вот иностранные управленцы оказались здесь в более выгодном положении. Как заявил г-н Акишев СМИ,
уже ведутся формальные процедуры по передаче зарубежным управляющим компаниям части пенсионных активов ЕНПФ,
номинированных в инвалюте.