За полтора года пребывания генеральным прокурором Жакип Асанов отметился не только резонансными высказываниями, но и важными нововведениями.
Чем запомнился новый председатель Верховного суда на посту главы надзорного ведомства, вспоминает портал «Саясат».
После своего назначения генпрокурором в апреле 2016 года Жакип Кажманович запомнился резкими заявлениями в адрес проводимого в стране правосудия, а также своих подчиненных.
Что ожидает судебную систему с приходом Жакыпа Асанова – эксперт
Так, в июне 2016 года он пожаловался на неподготовленных и корыстных людей, выбравших профессию прокурора «потому что так папа сказал». По его наблюдениям, такие люди в прокуратуре долго не задерживаются. Только в период с 2013 по 2015 год по отрицательным мотивам уволены 10 молодых сотрудников, проработавших менее трех лет.
— В Караганде сотрудница села пьяной за руль – это раз, совершила ДТП – два, хотела скрыться – три, протаранила людей, сопротивлялась полиции. Как только узнали, что она прокурорская, это вмиг облетело весь Интернет. Сотни негативных комментариев. Конечно, она уволена. Но из-за нее шквал негатива обрушился на всю прокуратуру, — заявил Асанов.
В июле 2016 года прокуроры получили очередной нагоняй от своего шефа. Ситуация с кадрами была подвергнута жесткой критике. Тогда Асанов заявил, что в прокуратуру «набираем кого попало».
— Набираем кого попало. Недавно бывший прокурор Саметов надел старую форму и «кинул» бизнесмена на 3,5 миллиона. И вот такой человек работал в прокуратуре 7 лет. Как такие люди были приняты? Причина — ненормальная система отбора, — заметил генпрокурор.
Кульминацией критики со стороны генпрокурора Асанова стал закон «О прокуратуре», сокращающий полномочия прокуроров в области проверок. Как сообщали СМИ в июне 2017 года, функционал прокуратуры останется прежним — защита прав граждан, соблюдение законности, однако общий надзор не будет безграничным.
— Новый надзор будет осуществляться в трех формах — проверка, анализ и оценка правовых актов. Больше не будет бесконечных проверок, как ранее. Главный инструмент — это анализ, в первую очередь мы анализируем статистику, сведения, информацию в СМИ. Не надо никуда ходить и кого-то тревожить. Сейчас IT-технологии развиваются, выявить правонарушения можно посредством этих технологий… Мы все написали, в каких случаях можно прокурора не пускать, в каких случаях можно дверь закрыть перед ним, в каких случаях вообще никаких документов не давать и быстро сообщить, чтобы такого прокурора наказали. Не место такому чиновнику в нашей системе. Но есть случаи, когда прокурор действительно имеет право — у него должно быть постановление, должен прийти именно тот человек, который указан в постановлении, там должны быть указаны сроки, необходимый перечень. Если все это соответствует, надо пускать. Но я своих прокуроров ориентирую перестать ходить ногами. Нужна аналитика, глубокая аналитика. Мы в XXI веке, сейчас надо создавать IT-программы, через которые можно видеть все потоки, все денежные потоки, замаскированные хищения и так далее, — сказал Асанов, давая оценку закону «О прокуратуре».
К слову, об IT-технологиях. В январе этого года Асанов сделал серьезное кадровое назначение, которое почти сразу дало результаты.
В комитет правовой статистики и специальных учетов впервые назначили человека без погонов
Руководителем комитета стал Багдат Мусин — технократ, внедряющий инновации в работе госорганов. Под его началом была создана информационная система, так называемый центр правоохранительных услуг, цель которого — упрощение обработки заявлений, жалоб и обращений. А совсем недавно, 5 декабря, глава комитета правовой статистики сообщил о планах по отмене обязательного ношения водителями большого объема документов.
«По мере оснащения полицейских планшетами, Алматы, скорее всего, станет первым городом Казахстана, где будем пилотно пробовать отмену обязательности ношения с собой кучи документов, кроме удостоверения личности», — написал на своей страничке в Facebook Багдат Мусин.
В октябре прошлого года стало известно, что почти все прокурорское руководство Карагандинской области было освобождено от занимаемых должностей, а главный прокурор области получил выговор.
Все это стало возможным после поступившей жалобы на действия сотрудников прокуратуры Карагандинской области и допущенных ими нарушениях при осуществлении надзора по уголовным делам
Основные кадровые ротации под руководством Жакипа Асанова произошли зимой и летом 2017 года. В августе генпрокурор подписал приказы о назначении новых прокуроров в семи областях страны. Так, Кусаин Игембаев стал прокурором Восточно-Казахстанской области, в Карагандинскую область прокурором назначили Марата Сексембаева. Проводить надзор в Костанайской области отправили Тимура Сулейменова, в Актюбинской области Марата Кайбжанова, в Южно-Казахстанской области Нургалыма Абдирова, в Жамбылской области Ибрагима Иманова, в Атырауской области Ерната Сыбанкулова.
В начале этого года Азамат Жылкыбаев возглавил прокуратуру Алматинской области. Бывший прокурор Алматы Берик Асылов стал прокурором Северо-Казахстанской области. В Алматы назначили Габита Миразова. В Астане в связи с достижением пенсионного возраста Сабыржан Бекбосунов был освобожден от должности прокурора города, его место занял Булат Дембаев.
11 декабря Акорда сообщила, что глава государства подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам модернизации процессуальных основ правоохранительной деятельности».
Этот документ предусматривает внесение поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, а также в законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О прокуратуре». Отмечается, что изменения направлены на усиление защиты прав граждан в уголовном процессе и снижение его репрессивности; повышение состязательности в уголовном процессе, в том числе за счет расширения прав адвокатов; расширение судебного контроля на досудебной стадии; четкое распределение процессуальных полномочий; упрощение и экономичность уголовного процесса.