Профессор КазНУ рассказал о возможных реформах в судебной системе в связи с приходом нового председателя Верховного суда.
На пост председателя Верховного суда Казахстана назначен Жакып Асанов, ранее занимавший должность генерального прокурора РК.
Назначены новый генпрокурор и верховный судья
Своим мнением о том, каких изменений и новшеств в судебной системе следует ожидать с приходом нового председателя ВС РК, мы попросили поделиться Даулета Байдельдинова, декана юридического факультета КазНУ им. Аль-Фараби, доктора юридических наук, профессора.
Как отметил, Даулет Лаикович, от многих руководителей правоохранительных органов Жакыпа Кажмановича отличает несколько позиций, которые так или иначе скажутся на модернизации всей судебной системы страны:
— Прежде всего, Жакып Кажманович очень открытая личность. Когда он был генпрокурором его отличала публичность, что очень нехарактерно для представителей силовых структур, – поясняет мой собеседник. – Жакып Кажманович умеет правильно говорить, формулировать свои мысли. И я не удивлюсь если он в скором времени даст какое-то обширное интервью в котором изложит свои взгляды, принципы и планы касательно всей судебной системы. То есть, достаточно открыто и прозрачно покажет ее основные недостатки и расскажет, что он планирует с этим делать.
О грядущих изменениях в судебной системе, по мнению Даулета Байдельдинова, говорит и то, что
Жакып Асанов совершенно изменил подход к набору кадров в прокуратуру РК
и ввел такое понятия, как тестирование кандидатов. Это позволило отобрать из многочисленных кандидатов действительно очень серьезных и интеллектуальных профессионалов.
— Я это говорю потому, что у нас ребята-выпускники закончили КазНУ, но посчитали, что им надо свое образование улучшить, – продолжает мой собеседник. – И я лично знаю 5-6 человек, которые сначала отучились у меня, а затем в английских и французских вузах. Все они поступили в Генпрокуратуру и я сам многим давал рекомендации, потому, что они действительно очень хорошо подготовлены, знают иностранные языки, а также английское и континентальное право. Я думаю, что Жакып Кажманович будет совершенствовать и систему набора кадров в судебные органы.
Еще один немаловажный аспект, предполагающий открытость судебной системы – внедрение Жакыпом Асановым Центров оказания правоохранительных услуг. И возможно благодаря ему, уже в скором времени возможности этих Центров значительно расширятся.
— В 2017 году Жакып Кажманович открыл ряд Центров оказания правоохранительных услуг на базе прокуратуры Алматы, Петропавловска и еще в ряде областных центров – продолжает Даулет Лаикович. – Раньше, когда гражданину нужно было получить какую-то справку по уголовному делу, он был вынужден идти в прокуратуру и выстаивать там огромные очереди. Теперь же – зашел в Центр обслуживания правоохранительных услуг, кнопку нажал, 200 тенге заплатил и любую справку тут же аппарат выдаст. То есть, по сути это те же ЦОНы, только правоохранительных услуг. Но я считаю, что этим Жакып Асанов решил вопрос только половину. А теперь будучи председателем Верховного суда, он сможет к этим Центрам присоединить Центры обслуживания услуг Верховного суда, а может и вовсе создать глобальный Центр обслуживания, куда и полиция и прокуратура и Верховный суд войдут.
Следующее направление работы нового председателя Верховного суда, на взгляд Даулета Байдельдинова, коснется передачи отдельных следственных действий в ведение судебной системы.
— Два года назад у нас был принят новый уголовно-процессуальный Кодекс. Затем были внесены изменения и дополнения. И «большой крен» идет от передачи отдельных элементов следственных действий в ведение Верховного суда. Судебная система утверждает санкции на арест. Вводит такое понятие, как судебный следователь. То есть,
некоторые вопросы следствия будут переходить в систему судов
Это закреплено в наших нормативных актах. Но практики применения еще толком нет. И я думаю, что именно на плечи Жакыпа Кажмановича ляжет претворение в жизнь, в правоприменительную практику всех тех новшеств, которые внесены в уголовно-процессуальное законодательство. То есть
ему придется применять новые подходы к следственной правоохранительной деятельности,
где основной упор будет перенесен в область судебной системы.