Учителей в Казахстане не хватает. Возможно потому, что учителям не хватает зарплаты. Из чего складывается зарплата и сколько вообще государство тратит на образование — всю арифметику этого вопроса готова раскрыть вице-министр образования и науки Бибигуль Асылова.
Этот расклад от вице-министра — ответ на ряд наших критических публикаций о социальном статусе учителей в Казахстане. Цифры Асыловой может и не самые радужные, но логика в ее расчетах есть. Приводим ответ вице-министра дословно:
«Заработная плата работников образования зависит от нескольких факторов, в том числе образования, категории, стажа работы, нагрузки, видов доплат и надбавок. На начало года среднемесячная заработная плата работника образования составляла 99 тыс. тенге. Зарплата учителя в школе – 108 тыс. тенге, преподавателя вуза – 113 тыс. тенге. В зависимости от вышеназванных факторов размер заработной платы может варьироваться, но в среднем цифры таковы.
Если сделать сравнительный анализ, получится, что
зарплата учителя школы и преподавателя вуза находится примерно на одном уровне с доходами работников социальной сферы
Безусловно, среднемесячные доходы работников финансовой, информационной деятельности, промышленности значительно выше.
На начало года их заработная плата находилась в районе 200 тыс. тенге и выше. Это общая тенденция, характерная для многих государств мира. Главной причиной этого является многочисленность работников социальной сферы и их преимущественное финансирование из государственного бюджета.
Вместе с тем, за последние 15 лет зарплата педагогов выросла более чем в 6,5 раз. В 2016 году в результате внедрения новой модели оплаты труда зарплата учителей повысилась до 29%. На это было потрачено 230 млрд тенге.
Мы хорошо понимаем, что нужны дополнительные меры по повышению доходов педагогов. Однако имеющийся бюджет сферы образования не позволяет решить данный вопрос кардинальным образом. Единовременное повышение базового должностного оклада учителей предполагает повышение оклада всех гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, а также работников казенных предприятий. Помимо работников сферы образования и науки, это работники социального обеспечения, здравоохранения, физической культуры и спорта. Поэтому одномоментное решение вопроса повышения базового должностного оклада гражданских служащих потребует выделения значительных бюджетных средств и лишь отчасти зависит от Министерства образования и науки.
Нами ежегодно внедряются новые механизмы дополнительной поддержки и стимулирования учителей. Так, в 2017 году поддержана инициатива министерства по повышению оплаты труда учителям, преподающим на английском языке по отдельным предметам. Им устанавливается доплата в размере 35 тысяч тенге. На данную меру в 2018 году выделено 2,3 млрд тенге. Помимо этого, на доплату учителям, замещающим основного работника на период его обучения, предусмотрено более 1 млрд тенге.
Низкие зарплаты учителей связаны… с учебной нагрузкой — минобразования
Подобные меры принимаются на системной основе. Сегодня нами прорабатываются дополнительные механизмы повышения доходов, следовательно, повышения статуса педагога. Это комплексный вопрос, требующий поэтапного решения.
На сегодняшний день 52% учителей работают в городской и 45% — в сельской местности. Их заработная плата также зависит от названных факторов. Вместе с тем, им предусмотрена доплата в виде 25% от базового должностного оклада за работу в сельской местности. Молодым педагогам по программе «С дипломом – в село» выплачивается стимулирующая единовременная выплата подъемного пособия, а также предоставляется возможность оформления жилья в кредит. Также по решению местных представительных и исполнительных органов могут быть предусмотрены дополнительные меры поддержки.
Говоря о расходах государственного бюджета в сфере образования, важно отметить положительную динамику финансирования практически всех расходов этой сферы. Так,
за последние 17 лет затраты бюджета на дошкольное образование увеличились в 54 раза,
среднее – 12, ТиПО – 36, высшее – в 20 раз. Доля расходов от ВВП на среднее образование составляет 2,1%, что сопоставимо со странами ОЭСР (США – 1,9%, Швеция – 2,0%, Германия 2,2%).
В структуре государственного бюджета расходы на образование ежегодно составляют 17-18% от всех затрат и находятся на 2-м месте после расходов на социальную помощь и социальное обеспечение.
В республиканском бюджете на 2017 год предусмотрено 418 млрд тенге.
Из них:
Основная доля расходов местного бюджета, которые в 2017 году составили более 1,6 трлн, составляет финансирование среднего образования с контингентом получателей услуг более 2 млн детей, воспитания и обучения
471 тысячи детей в дошкольных организациях и 79 тысяч студентов в колледжах.
Нужно вырвать учителей из цепких лап бедности — политолог
Таким образом, консолидированный бюджет сферы образования в 2017 году составил более 2 трлн тенге, что составляет 3,9 % от ВВП страны.
В целом, все расходы бюджета сферы образования направлены на повышение конкурентоспособности отечественного образования и формирование общества знаний».