В Союзе предпринимателей автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» нашли способ сэкономить бюджету как минимум 1 млрд тенге. Для этого необходимо ввести мораторий на закупку иностранных автомобилей государственными учреждениями.
Поводом для предложения послужил рост государственных закупок импортных легковых автомобилей.
По итогам 9 месяцев объем покупок составил 508 единиц – годом ранее этот показатель составлял 67 единиц
Вместе с ростом в 7,5 раз многократно выросли и траты: объем импорта в 2017 году может составить 6,7 млрд тенге. По словам председателя правления «КазАвтоПрома» Олега Алферова, оснований для покупки автомобилей за рубежом нет:
Аким без Prado — что царь без трона?
— На казахстанских автозаводах выпускается более 60 моделей легковых автомобилей, эксплуатационные характеристики которых не уступают импортируемым аналогам – в диапазоне от экономичных городских седанов до внедорожников, адаптированных к условиям сельского бездорожья и контрастного климата. Многолетняя практика их эксплуатации не сопровождалась нареканиями со стороны предприятий госсектора. Большинство организаторов государственных закупок отдает предпочтение линейке казахстанских автозаводов, — уверяет Алферов.
Для того чтобы импорт автомобилей был сокращен, в «КазАвтоПроме» предлагают усовершенствовать практику госзакупок. Для этого, по их мнению, необходима реализация трех шагов:
«Взрывной рост закупок импортных автомобилей, наметившийся с начала текущего года, в особенности в верхнем ценовом сегменте, заставляет задуматься о введении разумных ограничений в этой области. Мы предлагаем три простых решения, которые позволят сэкономить солидные средства в бюджетах организаций государственного сектора и избежать злоупотреблений в выборе служебной техники», — говорит Алферов.
По расчетам «КазАвтоПрома»,
принятие этих мер в этом году могло бы сэкономить бюджету почти 1 млрд тенге
По подсчетам союза, в этом году из-за рубежа госструктурами было куплено 336 единиц Toyota. Если бы при госзакупках в качетаве альтернативы приобретались более дешевые варианты автомобилей казахстанского производства KIA, Skoda и Chevrolet, это обошлось бы казне на 980 млн меньше.
Свое предложение «КазАвтоПром» направил в официальном письме в адрес Министерства финансов РК.
Стоит отметить, что «КазАвтоПром» не впервые выступает за восстановление преференций для отечественных автопроизводителей. В конце октября 2017 г. Олег Алферов уже приводил схожие аргументы, отмечая, что госструктуры подчас необоснованно закупают люксовые автомобили.
Чиновники снова покупают дорогие импортные машины — в ущерб отечественным
— Наиболее внушительный пример последних месяцев – закупка «Автохозяйством Астаны» автомобилей Mercedes-Benz C-класса стоимостью 54,9 млн тенге. Внедорожники Toyota Land Cruiser стоимостью свыше 22 млн тенге с начала года приобрели аппараты акимов Алматинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Кустанайской областей, аппараты акимов Сарыкольского, Нурзымского, Аулиекольского и Касмыстицкого районов разных областей, аппарат Жамбылского областного маслихата, ГКП «Зеленовский районный центр досуга Зеленовского районного отдела культуры, развития языков, физической культуры и спорта», — привел примеры председатель правления союза.