Самоубийство похищенной невесты в Атырау шокирует не только фактом смерти. Возмущает самоуверенность похитителей и прохладное отношение правоохранительных органов.
Некоторые традиции каменного века — эпохи, когда люди запросто ели друг друга и даже своих детей — почему-то продолжают жить в нашем обществе.
Варварский обычай кражи невест продолжает практиковаться в нашей стране, ломая жизни и судьбы молодых женщин
А похитители, как правило, остаются безнаказанными. Как сломать эту порочную систему?
Существует такое понятие, как «позитивная дискриминация» — создание привилегий для групп населения, находящися в зоне риска: женщин, детей, этнических меньшинств. Например, в странах Европы это выражается в том, что женщина может подать судебный иск на мужчину, обвинив его в сексуальном домогательстве только на том основании, что он (по ее мнению) слишком пристально ее разглядывал. Конечно,
выглядит это абсурдно, но мера помогла значительно снизить число преступлений на сексуальной почве
Так может нечто подобное стоит создать и у нас, дабы женщину перестали считать игрушкой, которую можно просто украсть и насильно принудить к замужеству? Увеличить срок наказания за подобные преступления, а все судебные процессы предавать как можно большей огласке. Глядишь и отпадет желание у потенциальных женихов брать себе жен с помощью силы.
По словам Жангельды Сулейманова, известного казахстанского адвоката, он уже неоднократно поднимал тему кражи невест. На его взгляд, проблема лежит вовсе не в плоскости уголовного законодательства и каких-либо наказаний.
— Действующее законодательство предусматривает достаточно жесткую ответственность за подобные преступные действия, – говорит юрист. – От 3 до 7 лет лишения свободы грозит похитителю в случае, если кража невесты совершена одним человеком, и до 12 лет – в группе лиц (а как правило, так и бывает). Поэтому говорить о том, что сейчас предусмотрено слишком мягкое наказание, неприемлемо. Даже если мы введем пожизненное заключение или смертную казнь, это никоим образом на проблему не повлияет. Потому что
люди, похищающие невест, не осознают преступность деяния. Они наивно полагают, что их действия являются традиционными,
что это менталитет нашего общества. Ведь невозможно даже допустить мысль о том, чтобы подобное происходило в Европе или США, где отсутствуют подобные традиции и обычаи. А у нас ситуация какая? Прокуроры, судьи, следователи, адвокаты – это же не какие-то инопланетяне. Это такие же люди, с тем же менталитетом, и у большинства из них достаточно легкомысленный подход к этой проблеме. Мол, украли девушку, но ведь ничего плохого с ней вроде не случилось, зато семью обрела. То есть тяжесть данного преступления никто не осознает.
По мнению Жангельды Сулейманова, решение этих вопросов находится в области социальных и общественных институтов, которые целенаправленно должны вести разъяснительную работу с населением. Представители религии должны донести до верующих, что
похищение невесты недопустимо не только с точки зрения закона, но и религии
Нужно наладить и практику бесплатного предоставления квалифицированной юридической помощи женщинам, попавшим в подобную ситуацию. То есть вопрос нужно решать комплексно.
— Почему по факту суицида девушки в Атырау уголовное дело возбудили не по похищению человека, а по доведению до самоубийства? На мой взгляд, потому что доказательств похищения нет, – продолжает Жангельды Сулейманов. – Возникает вопрос: почему своевременно не было подано заявление о похищении девушки 4 месяца назад? Почему об этом стало известно уже после того, как человек покончил с собой? Почему о похищении не заявляли ее родители или она сама? Ведь
если бы заявление было подано вовремя, то дело, наверное, закончилось бы иначе
В подобных случаях похитители часто говорят, что похищение было совершено с согласия девушки или ее родных, и это оказывает немалое влияние на ход расследования. Я же считаю, что
такие понятия, как «имитация похищения» или «добровольное похищение» вообще не должны приниматься во внимание
Потому что все это является основанием для ухода от ответственности. То есть они сначала похищают человека, затем «ломают» его волю и благодаря этому уходят от ответственности. Это недопустимо.
С мнением юриста отчасти согласна Зульфия Байсакова, директор КГУ «Кризисный центр для жертв бытового насилия Алматы». Она считает, что уже само словосочетание «кража невесты», то есть ее похищение предполагает совершение преступления, за которое похитители должны нести ответственность. И даже если они только имитируют это по каким-то причинам (даже заранее сговорившись с родными девушки), должны понимать, что будут наказаны по закону.
— Любой подобный случай следует рассматривать именно как похищение человека. И неважно, с какой целью его похитили – заработать на нем или создать семью, – считает моя собеседница. – Нужно ужесточить наказание, чтобы девушка знала, что она не бесправна, может в любой момент написать заявление в полицию, дать делу ход и
быть уверена, что похитители не останутся безнаказанными
Нужна и психологическая поддержка. Например, бесплатные кабинеты психолога в системе здравоохранения. Ведь девушка в такой ситуации испытывает давление со стороны родственников жениха, а иногда и своих родных и просто не знает, как поступить. В итоге она либо соглашается на все, либо совершает суицид от безысходности. Поэтому с ней обязательно должна быть проведена психологическая работа. Ей должны объяснить, что
не надо стесняться произошедшего и здесь нет ничего компрометирующего ее честь и достоинство
Ведь многие боятся огласки именно поэтому. Мол, все будут осуждать, никто больше замуж не возьмет. Однако хочу отметить, что в нашей практике уже зафиксировано несколько случаев, когда девушка не соглашалась стать женой поневоле и просто уходила. Конечно, таких фактов немного, но они есть.
А действительно, что мешает невольной невесте просто уйти из семьи ненавистного похитителя и забыть все, как страшный сон? Стоит ли из-за этого ломать себе жизнь и уж тем более сводить счеты с ней? На этот вопрос ответила Айгуль Садыкова, аналитический психолог.
— Потому что у каждой личности есть фундаментальные ценности, – поясняет она. – А
для нашей казахской ментальности основными ценностями являются невинность и девичья честь
И в этой связи уже то, что девушка побывала в какой-то семье и не смогла там прижиться, совершенно неприемлемо. Сам ритуал проходит следующим образом. Если девушка вошла в дом и на нее накинули белый платок, считается, что она стала невестой. А если она пытается убежать, обычно кто-то из пожилых женщин ложится на порог, преграждая ей путь. Если невеста через нее переступит, то будет проклята. Понятно, что со стороны все это кажется лишь предрассудками, но для самих девушек, выросших в определенных культурных традициях, все это является чем-то фундаментальным, а нарушение традиций невозможным. Это с детства закладывается в ее психике, становится ее сутью. И девушке очень трудно, а порой попросту невозможно преодолеть этот барьер. Кроме того, если она так поступит, опозорит не только себя, но и свой род.
От нее могут отвернуться не только друзья и соседи, но и родные люди
Поэтому даже если ужесточить уголовное наказание за кражу невест, это вряд ли поможет. Ведь и сейчас похищенные очень часто отказываются писать заявление в полицию, опасаясь всеобщего порицания. Такова уж наша ментальность, что
у нас девушку, даже заявившую об изнасиловании, общество зачастую не поддерживает, а осуждает
То есть мужчине позволено все, а женщина как вещь – подумаешь, использовали, поломали чуть-чуть, ничего страшного.
В общем, как и предыдущие спикеры, психолог считает, что здесь вопрос не в законодательстве, а в ментальности. Поэтому прежде всего нужно менять ее, а правовой аспект привязывать к этому. При этом
надо наладить активную разъяснительную работу еще на уровне школ
Причем не старших классов, а как минимум средних. Основной упор нужно делать на то, что это не просто плохо, некрасиво и несовременно, но еще и уголовно-наказуемо. И речь идет не о мелком уголовном проступке, а о тяжком преступлении против личности.
— Ведь мало кто задумывается о том, что испытывает похищенная девушка в этот момент, – продолжает Айгуль Садыкова. – У нее ведь за считанные минуты вся жизнь рушится. Я просмотрела немало видеороликов с похищенными невестами, там в комментариях многие пишут, мол, сама виновата – сидит в чужом доме, плачет и молчит. Но на самом деле она находится в этот момент в ужасном психологическом состоянии. Она дезориентирована, испытывает сильнейший стресс на грани психоза, не может адекватно оценить ситуацию, потому что на нее оказывается колоссальное давление. Только представьте –
чужой дом, толпа чужих взрослых людей, твердящих о традициях и обычаях, а также о том, что ждет ее в случае бегства
И как же молодой неопытной девушке в одночасье отрешиться от всего этого и вырваться из чужого дома? А если и вырвется, тем более где-то в чужом ауле, куда она пойдет? Конечно, и здесь многое от человека зависит. В моей практике были случаи, когда девушки рассказывали, как их воровали, а они
устраивали новоиспеченным родственникам такую «кузькину мать», что их возвращали родителям
и в принципе никаких негативных последствий не возникало. А бывало, что все вопросы снимались сразу после того, как девушка находила в себе силы соврать, что уже не девственница. Хотя в этом случае могут и избить, но вряд ли захотят оставить в качестве невестки. Другое дело, что не каждая девушка решится на это. Ведь для нее девственность – это тоже определенный символ, заявив о ее утере, она уже будет замарана в глазах не только чужих, но и собственных родственников. В общем, на мой взгляд, чтобы изменить ситуацию,
девушек надо с детства воспитывать так, чтобы они не шли на поводу предрассудков, научились отстаивать свое мнение и знали свои права
Но для этого прежде всего нужно твердо внушить, что если даже она попадет в подобную ситуацию, это никак не замарает ее честь, не сделает второсортной и не испортит дальнейшую жизнь.