Из каждых 10 проданных в Казахстане новых автомобилей 4 собираются на отечественных предприятиях. С начала года автопроизводители отвоевали более 10% рынка, чему в немалой степени способствовала государственная поддержка.
По данным Ассоциации казахстанских автопроизводителей (АКАБ), в октябре 2017 года было продано 1988 автомобилей казахстанской сборки — это максимальный показатель в текущем году. При этом увеличение количества продаж отечественных авто идет уже 4 месяца подряд, а по сравнению с январем месячный объем продаж вырос втрое. Всего в январе-октябре на внутреннем рынке было реализовано 13 745 автомобилей местного производства.
Вместе с количественным ростом продаж растет и доля в общем объеме. В октябре на продукцию отечественного автопрома приходилось 39,5% от всех сделок по новым автомобилям. Лучший показатель был в этом году только один раз – в июне он достиг 40,7%. С начала года
местные производители смогли отвоевать более 10% рынка
– в январе на их долю приходилось 28,3% продаж.
Трудно сказать, смогли бы они добиться таких результатов, если бы не государственная программа поддержки.
7 из 10 автомобилей казахстанской сборки продаются по программе льготного автокредитования,
по итогам 10 месяцев объем продаж составил 9573 ед. на общую сумму 37,4 млрд тг.
Но растет не только количество проданных автомобилей казахстанской сборки, но и импортируемой продукции. По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «Казавтопром», в январе-октябре официальными дилерами был реализован 36 961 автомобилей, что на 5,3% выше аналогичного показателя 2016 года. За это время казахстанцы потратили на приобретение новых легковых автомобилей 893,1 млн долларов, что на 33,7% выше аналогичного показателя 2016 года.
Готовы ли казахстанцы покупать дорогие авто?
Сбыт по итогам октября (4 780 единиц) превзошел прошлогоднее значение на 24,7%. Объем рынка в стоимостном выражении по результатам октября достиг $107,7 млн, превысив показатель годичной давности на 18,2%.
«Главный итог октября – в формальном завершении рыночной рецессии, которое мы можем констатировать сегодня:
рынок продолжает свой восстановительный рост на протяжении двух кварталов подряд
Наряду с другими факторами, стабилизации потребительского спроса в августе-октябре способствовал умеренный рост нефтяных цен. Как результат, месячные расходы казахстанцев на приобретение новых легковых автомобилей в течение этого периода стабильно превышают отметку в $100 млн. При сохранении текущей инерции роста мы рассчитываем, что продажи по итогам года преодолеют рубеж в 46 тысяч автомобилей на общую сумму $1,1 млрд», — считает председатель правления «КазАвтоПрома» Олег Алферов.
Стоит отметить, что данные Союза и АКАБ традиционно отличаются: по данным Ассоциации, в октябре было продано 5027 автомобилей, а за 10 месяцев – 39 009 ед. Однако тенденции в целом совпадают: казахстанский рынок постепенно наращивает обороты.
Но
как автомобильный сектор Казахстана будет развиваться дальше, будут решать, видимо, уже китайские инвесторы
АО «Группа компаний «Allur» (акционер крупных автопроизводителей Казахстана – ТОО «Сарыарка АвтоПром» и АО «Агромашхолдинг», производитель Hyundai, Chevrolet Niva, Ravon, производитель и официальный дистрибьютор Ssang Yong, Peugeot, Iveco, JAC и официальный дилер Suzuki, Mitsubishi, Ford и Ravon) подписало соглашение с China National Vehicles Import & Exsport Corporation о продаже 51% акций. Кроме того, инвесторы готовы вложить до 1,2 млрд долларов.
Каждый пятый автомобиль в Казахстане с начала года сменил владельца
«У предприятия появился стратегический инвестор, который готов делать большую и длинную работу. Первоначальные сроки – 10 лет. Инвестор будет готовить план по развитию предприятия: какие автомобили и бренды будут производить, каков будет уровень локализации. Он будет определять согласованную с нашими госорганами политику. Это одно из условий соглашения», — сообщил председатель Совета директоров Allur Андрей Лаврентьев.
Соглашение было подписано во время визита в Костанайскую область Нурсултана Назарбаева, которое прошло 8-9 ноября. Президенту презентовали новую линию по выпуску автомобилей безрамной конструкции. Первыми автомобилями, которые сойдут с конвейера, будет китайский JAC S3.
Это позволит китайским брендам получить большее распространение в Казахстане
Пока же продукция из Поднебесной на местном рынке не особо востребована: по данным «КазАвтоПрома», по итогам 10 месяцев доля Lifan составляет 2% (752 проданных автомобиля), JAC – 1,3% (496 ед.) Не востребованы и Geely – в январе-октябре реализовано только 34 единицы.