Какие профессии оставляют неизгладимый след в человеческой психике и к чему это может привести?
Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни каждого человека. И со временем любая профессия накладывает на личность определенный отпечаток. Но если некоторые приобретенные навыки могут помочь утвердиться в обществе, то существуют и те, которые при определенных условиях способны изменить человека не в лучшую сторону, а то и испортить дальнейшую жизнь. О том, как именно и при каких условиях выбранная специальность может воздействовать на психику человека, мы попросили рассказать Галию Кудьярову, профессора кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии КазНМУ им. Асфендиярова.
Как отметила наша собеседница, выбирая профессию, прежде всего следует учитывать свой характер. Он закладывается на генетическом уровне и в течение жизни практически не меняется, а лишь корректируется определенными обстоятельствами, связанными с условиями быта, уровнем образования и окружения. Поэтому и труд своей жизни следует выбирать в соответствии со своим типом личности.
Профориентационный форум для воспитанников детдомов пройдет в Алматы
— Конечно, влияние профессии на характер имеет значение, но наверное,
более правильно было бы сначала поставить вопрос – влияет ли характер на профессию,
– говорит Галия Махметовна. – Существует четыре типа людей – сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Холерик очень быстро на все реагирует, у него резко меняется эмоциональный фон. К этой группе часто относятся люди искусства – композиторы, поэты, художники. Но живя своими эмоциями, они зачастую не замечают происходящего вокруг, настраивая против себя не только подчиненных, но и руководство. Такие профессии, как инженер или ученый-математик им, как правило, недоступны. Это скорее область сангвиников и флегматиков, у которых фон настроения достаточно ровный и не бывает перевеса в ту или иную сторону. Большей частью
к таким типам личности относятся высшие руководители и выдающиеся государственные деятели
А вот меланхолики практически никогда не достигают вершин карьерной лестницы. Это люди очень обязательные, ответственные, исполнительные, но склонности к проявлению личной инициативы у них нет, а принятие любого решения вызывает массу переживаний. Но ведь даже будучи меланхоликом, не обязательно идти, например, в полицию, где требуется чуть ли не ежедневно самостоятельно принимать ответственные решения. Можно посвятить себя какой-то научной деятельности или стать работником финансовой сферы, где как раз требуется повышенное чувство ответственности и привычка планировать все до мелочей.
Но даже выбрав себе дело с учетом характера, следует быть готовым к тому, что на практике все окажется не столь радужно, как представлялось вначале. Например, профессия педагога. Казалось бы, что может быть плохого в том, чтобы давать детям знания и готовить их к будущей жизни. Однако по словам моей собеседницы, в этом деле все скорее зависит от призвания и врожденных навыков, нежели от простого желания работать в этой сфере.
Молодые требуют власти и денег — исследование
— Конечно, многое зависит от того, что он за человек, где и что именно преподает, – поясняет она. – Но в целом проблема у всех одна – занятость на работе, проверка домашних заданий и подготовка будущих уроков и лекций по вечерам, бесконечные реформы образования и множество других неблагоприятных факторов. В итоге,
проработав в этом качестве лет 15-20, многие учителя приобретают различного рода неврозы,
что зачастую проявляется в привычке поучать не только учеников, но и всех окружающих, резко подавлять малейшее возражение или критику. То есть у людей этой професии снижается способность анализировать и контролировать свои действия, что зачастую делает их настоящими деспотами. Причем проявляется это больше не в школе или вузе, где они преподают (им ведь важна репутация), а в семье. В итоге, нормальных взаимоотношений с родными не получается, брак может распасться, что только усугубит ситуацию, приводя к еще большей невротизации. Человек истощается психически и физически, а это приводит к различным психосоматическим диагнозам вроде гипертонической болезни, диабета и различных кожных заболеваний.
Приблизительно то же самое можно сказать и о медицинских профессиях
Хотя каждый врач в зависимости от специальности отличается от другого и в характере каждого есть своя специфика, в целом работа эта очень напряженная, ненормированная. А если к этому добавить большой процент разводов среди медработников и неустроенность в личной жизни (благодаря отсутствию свободного времени), то эта профессия мало чем уступает профессии учителей по различным неврозам и психосоматическим заболеваниям.
А потому
человеку, подавшемуся в эту профессию ради денег или по настоянию родственников, вряд ли удастся в ней преуспеть
В лучшем случае, он либо будет тихо работать специалистом широкого профиля в какой-нибудь частной клинике, устроившись туда благодаря своим связям, либо будет переходить из больницы в больницу, подыскивая для себя теплое местечко и относясь к пациентам чисто формально. А то и вовсе, отбросив все принципы, начнет брать деньги с больных, постоянно боясь быть пойманным. Как результат – различные формы психопатии, неврозов и психозов, а так жериск стать патологически азартным игроком или алкоголиком.
Но гораздо хуже, когда в ту или иную профессию попадают люди не только не совместимые с ней по типу характера, но и страдающие различными психопатиями. Подобное отклонение от нормы к патологии официально не относится, а выявить это можно лишь после прохождения специального психиатрического обследования. Люди такого склада сознательно выбирают работу, где получают не только реализацию этого своего состояния, но еще и личную выгоду. Например, став сотрудником младшего персонала, обслуживающего учреждения закрытого типа.
Слекишину изнасиловали неоднократно — адвокат
— В 70-х годах прошлого столетия я больше года работала в детской колонии как ученый-исследователь, и мне приходилось обследовать не только подростков, находившихся там, но и надзирателей, которых они обвиняли в жестоком обращении с ними, – рассказывает Галия Махметовна. – Как показало обследование,
эта жестокость, доходящая порой до садизма, была связана с тем, что данный надзиратель имел врожденную психопатию,
но она никак себя не проявляла, а в условиях тяжелой в психологическом плане работы наступила декомпенсация. Но психопатические тенденции сдерживались по отношению к жене или детям, так как родительский инстинкт все же брал верх. А потому реализовал их этот человек в отношении беззащитных подростков, находящихся в его власти. И если даже сам их не избивал, то набирал лидеров-психопатов из их среды, и они по его указке издевались над жертвой. А утром докладывал начальству, что у него железная дисциплина, все ночью спали и уроки подготовили. И его за это премировали и всячески поощряли. Примерно то же происходит и с полицейскими. Хотя сейчас их отбор стал значительно жестче, а в отношении кандидатов проводятся различные психологические исследования, у нас все еще сильно развито кумовство. А потому
зачастую на службу, особенно на невысокие должности, попадают люди малопригодные для этой работы
И получив пусть небольшую, но реальную власть, они себя уже ни в чем не сдерживают. Хотя нередки случаи, когда грубости и различные перегибы они допускают не в силу плохого характера или психических отклонений, а потому что уровень образования низкий и культуры поведения нет. Я конечно не хочу сказать, что все надзиратели и полицейские жестокие психопаты или прирожденные хамы. Но работая в подобных условиях и беря пример со старших товарищей, действующих с попустительства, а то и по указке руководства, человек попросту не может избежать определенных изменений в психологическом плане.
Но насколько бы подходящую для себя профессию не выбрал человек, зачастую все меняется после назначения его руководителем. И от того, насколько крепок его «личностный стержень», будет зависеть, вызовет ли он уважение подчиненных или же станет предметом их ненависти.
Не заставляйте детей быть круглыми отличниками — психотерапевт
— Если человек изначально умный, профессиональный и сам построил свою карьеру, благодаря тому что знает и умеет, он скорее всего станет хорошим руководителем, – говорит Галия Кудьярова. – Если же он достиг высоких постов благодаря родственным связям и умению найти общий язык с вышестоящим руководством, вряд ли сможет реализовать себя в этом качестве и
постепенно превратится в самодура, способного поддержать свой авторитет только с помощью окрика и раздачи бесполезных, а то и абсурдных команд
Конечно, и в советское время руководители разные были, в том числе и самодуры, и недостаточно образованные. Но все же не в таких масштабах. А если учесть, что сейчас на должности администраторов нередко стали назначать людей, подготовленных совершенно по другой специальности, то такой человек
вряд ли справится со своими задачами, но при этом никогда этого не признает
Но сам-то он будет об этом знать и соответственно, постоянно будет опасаться, что о его непрофессионализме доложат «наверх» или руководство назначит другого, или кто из подчиненных «подсидит»… В общем, опять же неврозы, психозы, разлад в семье, алкоголизм и, как следствие, целый букет психосоматических заболеваний.
Хотя, по словам моей собеседницы, выбранная профессия может привести и в другую сторону.
— Допустим, человек из интеллигентной семьи окончил ВУЗ (например, медицинский), но работу не нашел, – поясняет Галия Махметовна. – При этом он видит, что гораздо больше, чем в обычной поликлинике, можно заработать на стройке. Он устраивается туда,
постепенно его личность меняется, и он, грубо говоря, глупеет
Это происходит из-за смены окружения, частых выпивок по причине душевного дискомфорта и самих условий быта. Постепенно он привыкает ко всему этому и уже не стремится к большему. То есть сознательно переходит на иной социальный уровень.