Непривычно жесткая реакция обычно осторожных официальных СМИ на очередное снижение Казахстана в рейтинге по индексу глобальной конкурентоспособности (GCI), ежегодно составляемом экспертами Всемирного экономического форума, дала основание предположить, что в Астане намерены всерьез спросить с тех госструктур, по вине которых сложился этот негативный тренд в последние годы.
К примеру, «Казправда» озаглавила заметку на эту тему «Казахстан упал в рейтинге глобальной конкурентоспособности», хотя на самом деле наша страна опустилась лишь на четыре ступеньки, заняв 57 место среди 137 оцениваемых государств мира. Заодно главный русскоязычный официоз страны не преминул заметить, что Россия значительно улучшила свои позиции по GCI, поднявшись с 43-го на 38-е место.
Напомним, что
Россия добилась этого успеха, будучи под санкциями Запада, обремененной проблемами аннексированного ею Крыма
и наряду с продолжающимся противостоянием с Украиной. На этом фоне свободный от подобных проблем Казахстан конечно же должен был показывать позитивную динамику в рейтинге по GCI, что, кстати, имело место в 2010-2015 годах, когда наша страна поднялась в нем с 72-го до 42-го места. Тогда казалось, что вхождение Казахстана в «Топ-50», а потом и в «Топ-30» наиболее конкурентоспособных государств мира – вопрос решенный. Увы, теперь выясняется, что
после двух девальваций подряд — в 2014 и 2015 годах — экономика нашей страны заметно утратила свою конкурентоспособность
Из 12 факторов, по которым определяется общее значение странового GCI, наиболее тяжелое положение у Казахстана по трем из них:
Более того, за последние годы рейтинг нашей страны по этим факторам неуклонно снижался. А ограниченность доступа к финансам вышла на первое место по результатам опроса экспертов о главных препятствиях для ведения бизнеса, оставив позади коррупцию, неадекватно образованную рабочую силу и инфляцию!
Ответственного за аутсайдерскую позицию Казахстана по фактору «развитость финансового рынка» найти легко – конечно же, это Нацбанк. Если перейти к индикаторам, определяющим итоговое значение по этому фактору, самые низкие места Казахстан получил за:
В этой связи стоит напомнить читателям, что контролирует Казахстанскую фондовую биржу (KASE) как раз Нацбанк, и это конечно влечет серьезный конфликт интересов регулятора. Довольно низкие места занимает наша страна и по легкости доступа к кредитам (98), и по общей доступности финансовых услуг (95).
В рейтинге по индикатору инфляции в факторе «макроэкономическая среда» Казахстан занимает одно из последних мест – 130-е. Такой плачевный результат спустя два года после перехода Нацбанка к инфляционному таргетированию лишь подтверждает предположение, что процесс этот идет у нас далеко не так, как, к примеру, в России, добившейся здесь больших успехов (см. материал «Почему Нацбанк Казахстана уступает Центробанку России?»). Справедливости ради отметим, что тянет вниз общее значение по этому фактору и правительство, ведь по индикатору сбалансированности бюджета наша страна заняла лишь 96-е место при том, что по уровню правительственного долга она идет на 11-й позиции!
Почему Нацбанк Казахстана уступает Центробанку России?
Правительство также можно считать ответственным и за низкое место Казахстана по фактору «конкурентоспособности бизнеса». Реквиемом по нашумевшим в свое время программам развития кластеров стала 126-я позиция нашей страны по соответствующему индикатору.
Вопреки немалым деньгам, потраченным на зарубежных консультантов, неважно обстоят дела и с развитием так называемой «цепочки создания ценностей»,
— тут у Казахстана только 121-е место. А по индикаторам качества и количества местных поставщиков товаров и услуг наша страна оказалась соответственно на 102 и 114 местах.
Рейтинг Казахстана по факторам глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума
Источник: Всемирный экономический форум