Правящая партия «Грузинская мечта – демократическая Грузия» за две недели до поездки в Страсбург предложила оппозиции провести встречу для обсуждения проекта конституционной реформы. Обсудить спорные поправки в Конституцию властям и оппозиции Грузии предложил председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио.
Встреча назначена на 6 сентября. Букиккио рассчитывает на то, что стороны смогут прийти к консенсусу, и реформа таким образом получит легитимацию.
«Наша команда готова посвятить оставшееся до осенней сессии время диалогу. Соответственно, мы предлагаем всем квалифицированным политическим субъектам встретиться и возобновить обсуждение поправок в Конституцию. В Грузии мы представляем политические партии, но за рубежом мы все представляем Грузию, поэтому важно до встречи в Страсбурге еще раз рассмотреть все важные вопросы конституционной реформы», — заявил лидер парламентского большинства Арчил Талаквадзе.
В детали он вдаваться не стал. Предложение «Грузинской мечты» провести встречу в Грузии оппозиция не оценила. Один из лидеров бывшей правящей партии «Единое национальное движение» Ника Руруа считает, что следует дождаться момента, когда власти предложат что-то конкретное. «Они, власти, все время заявляют о готовности к консультациям. Но они ставили такие условия, что все оставалось пустым разговором и не имело ничего общего с делом и с желанием исправить этот негодный вариант.
Россия и Грузия: отмена виз — шаг к сближению?
Мы готовы к диалогу и готовы искать выход из тупика, так как Конституция — это общий документ. Если «Мечта» сядет за стол переговоров, чтобы создать новый документ и пойдет на уступки, то мы будем работать вместе», — сказал Руруа. Свои условия озвучил представитель непарламентской оппозиции, лидер «Национал-демократического движения» Бачуки Кардава. «Мы готовы к диалогу, но этот диалог должен быть ориентирован на результат — то есть, на внедрение модели смены власти путем выборов и на создание такой избирательной модели, которая устраивает не только «Грузинскую мечту», но и весь народ», — сказал Кардава.
Поводом для недовольства стала появившаяся накануне в СМИ информация о том, что «Грузинская мечта» намерена предложить оппозиции выборы в парламент с естественным барьером (1%), которые политики начали называть «безбарьерными выборами». Это правящая партия придумала якобы как альтернативу переходу на пропорциональную систему выборов уже в 2020 году. Ведущие оппозиционные партии, которые настаивают на упразднении смешанной системы выборов, негативно восприняли эту информацию.
«Грузинская мечта» упрямо уходит от главного вопроса – перехода на пропорциональную систему в 2020-м, и теперь придумывает уловки», — сказал лидер партии «Европейская Грузия – движение за свободу» Зураб Чиаберашвили. Лидер «Демократического движения», экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе заявила, что власти пойдут на все, так как боятся следующих парламентских выборов. «Они боятся того, что оппозиция не допустит прихода «Грузинской мечты» к власти путем фальсификации выборов, и будут акции протеста. Это (переход на «безбарьерные выборы» — ред.) попытка подкупить партии», — сказала Бурджанадзе.
Работа над Конституцией началась спустя месяц после того, как «Грузинская мечта» выиграла парламентские выборы и получила конституционное большинство, что дает возможность единолично принимать любые законы. Между тем, «Грузинская мечта» обещала провести такую конституционную реформу, которая будет результатом всеобщего консенсуса. Но результаты работы Государственной конституционной комиссии, большинство в которой представляла «Грузинская мечта», не понравились ни президенту, ни ведущим оппозиционным партиям, ни авторитетным НПО и экспертам, ни омбудсмену.
На этом фоне практически без изменений поправки в главный закон Грузии парламент принял в двух из трех чтений. В голосовании принимали участие только депутаты «Грузинской мечты». Оппозиция тем временем объявила бойкот. Депутатам осталось окончательно отредактировать законопроект и принять его в третьем чтении. По закону, смысловые поправки к третьему чтению вносить нельзя. Что меняется? Основные претензии к тексту поправок касаются отмены прямых выборов президента Грузии, распределения мест в парламенте и даты перехода исключительно на пропорциональную систему выборов в парламент, то есть по партийным спискам.
Согласно запланированным изменениям, парламент из 150 депутатов будет избираться не по смешанной системе (77 по пропорциональным спискам и 73 по одномандатным округам), а полностью по пропорциональной. Однако, эта норма вступит в силу не к предстоящим парламентским выборам, а только в 2024 году. Кроме того, вводится запрет на создание избирательных блоков для участия в выборах. Также меняется принцип распределения мест в парламенте.
По действующей системе, мандаты в первую очередь распределяются между партиями в соответствии с полученными голосами. Часть оставшихся мандатов передают партиям, получившим менее шести мест в парламенте, чтобы они смогли создать фракции, а другую часть — в порядке очередности делят между остальными партиями, прошедшими в парламент. По новой системе, партия, набравшая больше голосов, получит и все нераспределенные места в парламенте. А именно количество полученных нераспределенных мандатов партией, набравшей больше всего голосов, не должно превышать 35% от полученных основных мандатов.
Если нераспределенных мандатов окажется больше, их пропорционально распределят между остальными партиями, получившими не менее 5% на выборах. Кроме того, количество полученных мандатов не должно превышать 89. Меняется и система выборов президента Грузии. Если до сих пор президента Грузии избирали граждане страны путем прямого голосования, то теперь его будут выбирать 300 выборщиков. Выборщиками будут депутаты парламента страны, все члены Верховных советов Абхазии (в изгнании) и Аджарии, а также представители органов самоуправления регионов. Поправки, как ранее заявили в «Грузинской мечте», вступят в силу после президентских выборов, осенью 2018 года. Таким образом, президента в следующий раз вновь будет выбирать население.
Источник: Содружество