Эхо девальвации продолжает отражаться на МСБ: проблемы этих предприятий продолжают усиливаются. Но вместо того чтобы их решать, чиновники рисуют «красивые» данные, утверждает Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей.
2017 год для казахстанских оптовых и розничных торговых предприятий начался с резкого роста — за 1 квартал крупные, средние и малые компании заработали рекордную за последние 5 лет прибыль, которая в совокупности составила 176 млрд тенге, пишет finprom.kz, ссылаясь на данные МНЭ РК.
При этом
крупные торговые предприятия по объемам и темпам генерации доходов значительно уступают малым
Всего крупным и средним компаниям в 2017 году удалось заработать 1,5 трлн тенге, или на 14,1% (183,7 млрд тенге) больше, чем в 1 квартале 2016 года. Затраты, понесенные в ходе деятельности, увеличились на 13,6%, или на 173,6 млрд тенге.
Доходы малого сектора составили порядка 2,5 трлн, превысив уровень аналогичного периода прошлого года на 40,3% (707,6 млрд тенге). Затраты при этом тоже сократились — на 610 млрд тенге, или на 35,7%.
По мнению Виктора Ямбаева, президента Алматинской ассоциации предпринимателей, озвученные данные ничего не отражают и ни о чем не говорят.
— Во-первых, не указано количество малых и средних предприятий: нужно было это указать и сделать сравнительный анализ. А так неизвестно, может быть малых и средних предприятий в тысячи раз больше, чем крупных ритейлеров. А при таком раскладе и цифры будут больше. А то в каких-то триллионах тенге посчитали, и неясно,
Не зря же говорят, что
статистика нужна нашему правительству, как пьяному фонарный столб — не чтобы светил, а чтобы не упасть
Вот и манипулируют ею, как заблагорассудится, — говорит Ямбаев.
Указанный рост доходов предприятий, по его мнению, связан с прошедшей девальвацией.
— Все исчисления у нас проводятся в тенге. А в уме каждый держит доллары. Поэтому
в тенге у них получилось вроде как много, а по факту мало
У нас большинство товаров народного потребления, включая продукты питания, импортные. И несмотря на то что у нас единое экономическое пространство между государствами, мы рассчитываемся в иностранной валюте. И потом, доход и прибыль — это не одно и то же. Но у нас даже у налоговиков насчет этого не совсем адекватное понимание. И мало кто задумывается, что помимо налоговых отчислений малым предприятиям приходится
А то у нас многие думают, что с налогами предприниматель рассчитался и может спать спокойно. Но нет,
у нас еще много присосок — различных паразитарных структур,
— отмечает он.
Виктор Ямбаев утверждает, что в целом экономический рост в стране подошел к концу, а соответственно торговые предприятия не могут расти сами по себе.
— Произошло падение экономики, подобное строительному кризису. Помнится, когда в Казахстане объявили среднюю ценю на недвижимость 3000 долларов за кв. м, я еще тогда предложил завести на всех этих «объявщиков» уголовные дела по факту мошенничества. А теперь, когда все обрушилось, они продолжают жить как будто в другом мире. Вот и
в исследовании они должны были проанализировать, с чем связано увеличение доходов малых предприятий:
— У нас получается то доллар догоняет цены, то цены догоняют доллар. Потому что экономика импортозависимая, — рассуждает Ямбаев.
И малым торговым предприятиям, по его наблюдениям, приходится особенно туго. Помимо падения платежеспособности населения, им приходится конкурировать на неравных условиях с крупными сетями.
— Малые предприятия имеют маленький оборот. И если они не сбросят цены, будут неконкурентоспособными в сравнении с крупными сетями. Крупные сети ведут достаточно агрессивную политику, нацеленную на монополизацию. У них «подушка безопасности» в виде большого оборота и возможность привлекать покупателей различными промо-акциями. Так что
малый бизнес особо чувствителен и к конкуренции, и к колебаниям тенге, и ко всевозможным административным барьерам
Почему, по вашему, на 35,7% увеличились их расходы? И вообще, повышение доходов предусматривает в том числе и сокращение расходов, чего не произошло, — отмечает эксперт.
Ямбаев называет это «эхом девальвации», которое докатилось до них. Оно сопровождается отложенной инфляцией и плавным ухудшением жизни людей. Малым предприятиям сегодня приходится тяжелее всего во всех отраслях без исключения.
— У нас в малом бизнесе сегодня существуют три проблемы:
Поэтому МСБ, не имея административных ресурсов и не получая каких-либо денежных вливаний от могущественных акционеров, которые одновременно являются и крупными чиновниками, вынужден рассчитывать только на себя. И даже не на себя, а на реального потребителя, у которого кошелек тоже опустел в два раза! — подмечает он.
А программы по поддержке МСБ, по его словам, должного «выхлопа» в общем плане не дают, так как помогают лишь избранным.
— Предположительно стараются поддерживать «своих», то есть «приоритетные отрасли экономики»
Причем реально приоритетной для правительства отраслью является нефтедобывающий сектор. А на бумаге это перерабатывающая отрасль, сельское хозяйство, производство (в том числе и товаров народного потребления). Но основной костяк экономики составляют торговля, сфера услуг. Однако приоритетными эти направления не считаются. Хотя на них приходится порядка 45% всех бюджетных поступлений и доходов. Получается, самый продвинутый сектор экономики — это базар. Но аппетиты коррумпированных чиновников в их отношении только усиливаются. И если малый бизнес становится таким чиновникам неинтересен, он попросту подвергается уничтожению, — рассказывает Виктор Ямбаев.
Статистика «притянута за уши»: малый бизнес в упадке — эксперты