Нур-Султан
Сейчас
-5
Завтра
-14
USD
386
+0.58
EUR
427
-0.55
RUB
6.05
+0.01

Сверхприбыль малых торговых предприятий: цифры нереальны — Ямбаев

1098

При этом

крупные торговые предприятия по объемам и темпам генерации доходов значительно уступают малым

Картина маслом?

Всего крупным и средним компаниям в 2017 году удалось заработать 1,5 трлн тенге, или на 14,1% (183,7 млрд тенге) больше, чем в 1 квартале 2016 года. Затраты, понесенные в ходе деятельности, увеличились на 13,6%, или на 173,6 млрд тенге.

Доходы малого сектора составили порядка 2,5 трлн, превысив уровень аналогичного периода прошлого года на 40,3% (707,6 млрд тенге). Затраты при этом тоже сократились — на 610 млрд тенге, или на 35,7%.

По мнению Виктора Ямбаева, президента Алматинской ассоциации предпринимателей, озвученные данные ничего не отражают и ни о чем не говорят.

— Во-первых, не указано количество малых и средних предприятий: нужно было это указать и сделать сравнительный анализ. А так неизвестно, может быть малых и средних предприятий в тысячи раз больше, чем крупных ритейлеров. А при таком раскладе и цифры будут больше. А то в каких-то триллионах тенге посчитали, и неясно,

  • каков баланс,
  • каких предприятий больше,
  • какая доля населения посещает эти предприятия.

Не зря же говорят, что

статистика нужна нашему правительству, как пьяному фонарный столб — не чтобы светил, а чтобы не упасть

Вот и манипулируют ею, как заблагорассудится, — говорит Ямбаев.

Подвох — в девальвации

Указанный рост доходов предприятий, по его мнению, связан с прошедшей девальвацией.

— Все исчисления у нас проводятся в тенге. А в уме каждый держит доллары. Поэтому

в тенге у них получилось вроде как много, а по факту мало

У нас большинство товаров народного потребления, включая продукты питания, импортные. И несмотря на то что у нас единое экономическое пространство между государствами, мы рассчитываемся в иностранной валюте. И потом, доход и прибыль — это не одно и то же. Но у нас даже у налоговиков насчет этого не совсем адекватное понимание. И мало кто задумывается, что помимо налоговых отчислений малым предприятиям приходится

  • нести расход по закупке товаров,
  • рассчитываться с поставщиками,
  • оплачивать коммунальные платежи и так далее.

А то у нас многие думают, что с налогами предприниматель рассчитался и может спать спокойно. Но нет,

у нас еще много присосок — различных паразитарных структур,

— отмечает он.

Аутсайдеры в конкуренции

Виктор Ямбаев утверждает, что в целом экономический рост в стране подошел к концу, а соответственно торговые предприятия не могут расти сами по себе.

— Произошло падение экономики, подобное строительному кризису. Помнится, когда в Казахстане объявили среднюю ценю на недвижимость 3000 долларов за кв. м, я еще тогда предложил завести на всех этих «объявщиков» уголовные дела по факту мошенничества. А теперь, когда все обрушилось, они продолжают жить как будто в другом мире. Вот и

в исследовании они должны были проанализировать, с чем связано увеличение доходов малых предприятий:

  • с увеличением платежеспособности населения,
  • с усилением экономической активности,
  • с девальвацией?

— У нас получается то доллар догоняет цены, то цены догоняют доллар. Потому что экономика импортозависимая, — рассуждает Ямбаев.

И малым торговым предприятиям, по его наблюдениям, приходится особенно туго. Помимо падения платежеспособности населения, им приходится конкурировать на неравных условиях с крупными сетями.

— Малые предприятия имеют маленький оборот. И если они не сбросят цены, будут неконкурентоспособными в сравнении с крупными сетями. Крупные сети ведут достаточно агрессивную политику, нацеленную на монополизацию. У них «подушка безопасности» в виде большого оборота и возможность привлекать покупателей различными промо-акциями. Так что

малый бизнес особо чувствителен и к конкуренции, и к колебаниям тенге, и ко всевозможным административным барьерам

Почему, по вашему, на 35,7% увеличились их расходы? И вообще, повышение доходов предусматривает в том числе и сокращение расходов, чего не произошло, — отмечает эксперт.

У потребителя денег нет

Ямбаев называет это «эхом девальвации», которое докатилось до них. Оно сопровождается отложенной инфляцией и плавным ухудшением жизни людей. Малым предприятиям сегодня приходится тяжелее всего во всех отраслях без исключения.

— У нас в малом бизнесе сегодня существуют три проблемы:

  • отсутствие дешевых кредитов — это сделать невозможно при дорогом долларе;
  • невозможность здоровой конкуренции — поэтому для импортеров нужно ввести пошлины. Но как показала жизнь, ни к чему, кроме коррупции, это не приводит;
  • недостаток программ по его поддержке

Поэтому МСБ, не имея административных ресурсов и не получая каких-либо денежных вливаний от могущественных акционеров, которые одновременно являются и крупными чиновниками, вынужден рассчитывать только на себя. И даже не на себя, а на реального потребителя, у которого кошелек тоже опустел в два раза! — подмечает он.

А программы по поддержке МСБ, по его словам, должного «выхлопа» в общем плане не дают, так как помогают лишь избранным.

— Предположительно стараются поддерживать «своих», то есть «приоритетные отрасли экономики»

Причем реально приоритетной для правительства отраслью является нефтедобывающий сектор. А на бумаге это перерабатывающая отрасль, сельское хозяйство, производство (в том числе и товаров народного потребления). Но основной костяк экономики составляют торговля, сфера услуг. Однако приоритетными эти направления не считаются. Хотя на них приходится порядка 45% всех бюджетных поступлений и доходов. Получается, самый продвинутый сектор экономики — это базар. Но аппетиты коррумпированных чиновников в их отношении только усиливаются. И если малый бизнес становится таким чиновникам неинтересен, он попросту подвергается уничтожению, — рассказывает Виктор Ямбаев.

Статистика «притянута за уши»: малый бизнес в упадке — эксперты

© «365 Info», 2014–2019 [email protected], +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter