По мнению почти всех исследователей, мир стоит на пороге энергетической революции. В ее процессе возможны большие потрясения, вплоть до катастроф.
Аналитики считают, что уже в 50-х годах ожидается серьезный кризис (будут и промежуточные, менее глобальные) мировой экономики и энергетики. Он будет вызван «исчерпанием потенциала традиционного индустриального развития и переходом к энергоинформационному («умному») устойчивому развитию». Этот кризис, как и предыдущие, будет сопровождаться выбором между альтернативными вариантами энергетического развития.
Он может привести к очень глубоким изменениям, включая отход от топливной энергетики
Казахстан предложил Австрии совместно развивать «зеленую» энергетику
Исследователи утверждают, что сейчас в мировой энергетике явственно видны три тенденции:
балансирование между глобализацией и регионализацией,
завершение нефтяной эпохи и закат нефтяного бизнеса,
создание инновационной энергетики.
Именно они в значительной степени определят будущее мировой энергетики и экономики.
Коллектив авторов в работе «Тренды и сценарии развития мировой энергетики первой половины XXI», изданной Институтом энергетической стратегии (Россия), предлагает три основных сценария развития мировой энергетики:
инерционно-катастрофический;
стабилизационно-стагнационный;
инновационно-революционный.
У каждого свой путь, соответственно, есть и свои масштабы спроса на энергоносители.
Все три сценария предполагают два этапа: до 2030 г. и 2030–2050 гг. На первом этапе прогнозы примерно сходятся: мировая энергетика сохранит нынешнее состояние за небольшими исключениями. Например, ожидается значительное усиление государства в развитии и регулировании энергетики. Основные различия появляются в сценариях второго этапа. Когда наступает период стагнации, скрытого или явного энергетического кризиса, затем энергетика переходит в качественно новое состояние. Иными словами,
все три сценария предполагают «подготовку» к кризису, который ожидается в 50-х годах
Различаются сценарии и в оценке последствий — от катастрофической до вполне оптимистичной.
Неприятнее всего выглядит так называемый инерционно-катастрофический сценарий. Согласно ему, до 2030 г. еще сохраняется современная траектория развития. Растет спрос на углеводороды, в результате легкодоступные их запасы истощаются. После этого начинает тормозиться социально-экономическое развитие, что может привести к отказу от экологических ограничений.
Последствия этого варианта развития событий могут быть катастрофическими
https://365info.kz/2017/05/novyj-neftyanoj-krizis-budet-silnee-predydushhego-chukin/
— Это будет означать или физическое отсутствие экономически доступных ресурсов нефти и газа, или экологическую недопустимость использования угля и атомной энергетики, или технологическую недоступность освоения в больших масштабах возобновляемых источников энергии (ВИЭ), — утверждают аналитики института.
Ключевыми тенденциями развития мировой энергетики в этом случае станут:
падение степени самообеспеченности энергоносителями ключевых регионов мира;
появление помимо традиционных поставщиков и потребителей новой группы государств — узлов энергетического спроса и предложения, а также серьезная трансформация мировой энерготранспортной инфраструктуры;
нарастание конкуренции между национальными и международными нефтяными компаниями;
крайная волатильность энергетических рынков, подверженных финансовым и геополитическим рискам;
распад мирового энергетического рынка на отдельные регионы, резкое сокращение потребления нефти и газа, необходимость опоры на местные ресурсы, в первую очередь уголь, ренессанс атомной энергетики.
(НВИЭ — нетрадиционные возобновляемые источники энергии, прим. ред).
Стабилизационно-стагнационный сценарий предполагает, что нынешние тренды развития отрасли до 2030-х будут «откорректированы правовыми и политическими механизмами». Активные меры энергосбережения позволят сгладить проблему изменения климата и роста спроса на энергоносители. Зато будет ограничено и инвестиционно-инновационное развитие. Как следствие, после 2030 г. этот сценарий приводит к снижению темпов общего развития, стагнации мировой энергетики и постепенной потере устойчивости.
Ученые предрекают Земле климатическую катастрофу
Ключевыми тенденциями развития в этом сценарии эксперты видят:
резкое усложнение технологических цепочек в энергетике за счет быстрого развития новых видов топлива (биотопливо различных видов, в конце периода — водород), других вторичных источников энергии;
медленный рост международных потоков углеводородов;
конкуренция топливной и возобновляемой энергетики, также и между энергосервисными компаниями;
отход от биржевого ценообразования;
развитие межотраслевой конкуренции и исчезновение сверхприбылей в энергетическом секторе;
рост роли экологических и регулятивных факторов, формирование искусственной системы цен в энергетике;
использование климатической политики как инструмента межгосударственной конкуренции и управления развитием других стран со стороны США и ЕС;
вероятный конфликт развитых и развивающихся стран по вопросу климатической политики;
замедление энергетического и экономического развития в долгосрочной перспективе.
Инновационно-революционный сценарий — самый оптимистичный из всех трех предлагаемых. Как следует из названия, позитивные изменения станут возможными в результате инноваций как в секторе производства энергии, так и в секторе ее конечного потребления.
Например, могут появиться мощные и дешевые аккумуляторы, что приведет к переходу на электромобили. Это, в свою очередь, вызовет рост спроса на электроэнергию и снижение спроса на нефть, сворачивание нефтяного бизнеса. Одновременно начнутся поиски новых способов нетопливного (прямого) получения электроэнергии — и их могут найти. Значительную роль может сыграть создание реакторов на быстрых нейтронах и замкнутого ядерного топливного цикла, а также реакторов малой мощности. Актуальными станут и проблемы освоения электромагнитной энергии Земли и космоса.
Уже к 2030 г. нефть перестанет быть основным энергетическим ресурсом развития
Ключевыми тенденциями развития мировой энергетики в инновационно-революционном сценарии будут:
высокая инвестиционная активность;
постепенная трансформация энергетического рынка в рынок технологий, а не товаров, что приведет к изменению модели его работы;
формирование противоречий между государствами с инновационной энергетикой и опирающимися на топливные источники;
рост доли электроэнергии в конечном потреблении энергоносителей («электрический мир»);
реализация ряда крупных проектов в технологической сфере энергетики;
решение проблемы изменения климата в связи с распространением новых источников энергии и появлением технологий управления климатом (геоинжиниринг).
Главным результатом к 2050 г. станет переход от количественных оценок энергии к качественным на основе информационно-энергетических систем.
Доктор технических наук Виталий Бушуев полагает, что мировая энергетика стоит на пороге энергетической революции, «содержанием которой является переход от индустриальной энергетики к постиндустриальной».
— Индустриальная энергетика основана на сжигании ископаемого топлива, транспортируемого на большие расстояния, и на потреблении больших объемов энергии при сравнительно слабом управлении энергетическими потоками («силовая энергетика»). Постиндустриальная энергетика основана на энергии возобновляемых источников энергии (а также, возможно, атомной энергетике), децентрализации энергии, эффективном использовании сравнительно небольших потоков энергии («умная энергетика»), — говорит он.
Основные направления энергетической революции — повсеместное распространение технологий энергосбережения, интеграция энергетики в техносферу, распространение ВИЭ, создание «умных сетей» и энергоинформационных систем, «энергоэффективный дом» и «энергоэффективный город».
По его мнению, к 2050-м годам можно ожидать формирования новой энергетической цивилизации — по одному из трех вышеперечисленных сценариев. Для этого процесса в конечном итоге потребуется переход от неравновесной топливной энергетики к равновесной нетопливной.
Основные характеристики новой энергетической цивилизации включают переход ко «всеобщему производству энергии» на базе интеграции энергетики во все технические системы. Должна снизиться роль непосредственно промышленных процессов и вырасти — систем управления и информационных технологий.
Аким ЮКО планирует сделать из Шымкента «умный» город
Ключевым критерием станет постоянное и радикальное повышение энергоэффективности. Из-за чего изменится сама организация энергетических рынков, цивилизация плавно перейдет к рынку энергетических услуг, а затем к рынку энергетических технологий.
Список изменений содержит еще много пунктов. Главное, и с этим согласны многие аналитики,
переход к новой энергетической цивилизации представляется неизбежным.