Казахстан намерен увеличить долю во возобновляемых источниках энергии в энергобалансе страны до 50%. Сделать это планируется к 2050 году, а пока задачи более скромные – довести в ближайшие 3,5 года показатель хотя бы до 3%. Помогут в этом иностранные инвестиции.
В рамках министерской конференции по устойчивому развитию энергетики глава Министерства энергетики РК Канат Бозумбаев сообщил, что Казахстан намерен развивать альтернативную энергетику более быстрыми темпами, чем изначально входило в планы ведомства.
«По нашим планам, доля альтернативных возобновляемых источников к 2030 году должна быть 10%, к 2050 — 50%. Но мы уже сегодня думаем, что должны пересмотреть планы на 2030 год и быть более амбициозными. Это может быть не 10%, а как минимум 15%», — заявил глава министерства.
Создавать всю инфраструктуру придется едва ли не с нуля: по итогам 2016 года, на долю возобновляемых источников энергии, по данным Министерства энергетики, приходилось 0,98% от общего объема производимой в Казахстане энергии. Потому на ближайшие годы задачи ставятся относительно скромные: к 2020 году доля ВИЭ должна быть увеличена втрое.
Мощность солнечных электростанций в Казахстане на начало 2017 года составляла 57,3 МВт – это 19,4% от мощности всех источников, использующих ВИЭ. 50 мегаватт приходится на «Бурное Солар-1», расположенной в Жамбылской области. СЭС начала работу в 2015-м и в прошлом году выработала 78,6 миллиона кВт/ч электроэнергии.
Проект признан успешным, а потому его решено развивать. Европейский банк реконструкции и развития выделил 44,5 млн долларов на строительство СЭС «Бурное Солар-2», которая в целом не будет отличатся от первой электростанции: ее мощность также составит 50 МВт. Таким образом, по своей выработке комплекс станет крупнейшим в Центральной Азии.
Стоит отметить, что Жамбылская область является энергодефицитной, а потому строительство СЭС позволит увеличить темпы социально-экономического развития региона. Кроме того, строительство комплекса полезно с точки зрения экологии: «Бурное Солар-1 и 2″ приведут к сокращению выбросов CO2 на 150 тыс. тонн в год, что соответствует объему выбросов при эксплуатации 30 МВт мощности местных угольных ТЭЦ», — говорится в сообщении ЕБРР.
В степях Казахстана много не только солнца, но и ветра, что рано или поздно должно было привлечь внимание инвесторов. По данным за 2016 год, суммарная мощность ветряных электростанций в республике составляет 98,16 МВт. Увеличить этот показатель помогут китайские компании.
Так, «Самрук-Энерго» подписала меморандум с компанией China Datang Corporation, по условием которого стороны приступят к работам по увеличению мощностей действующего ветропарка, расположенного в Амолинской области близ Ерейментау. Согласно условиям договора, производительность будет увеличена более чем в шесть раз: с нынешних 45 до 300 МВт.
Будет построена ветроэлектростанция и в Алматинской области. В Шелекском районе планируется построить ВЭС мощностью 60 МВт, но в дальнейшем объем выработки может быть увеличен в 5 раз. Инвестор — китайская HydroChina Corporation.
Эта же корпорация готова построить 4 ГЭС на Юго-Востоке Казахстана – это даст выработку дополнительно 61 МВт электроэнергии.
«Мы впервые реализуем проекты на основе прямых инвестиций от наших китайских партнеров. Они готовы входить в уставный капитал компаний, разделять с нами риски и реализовывать крупные проекты. Речь идет о 70 млрд тенге прямых инвестиций с возможностью дополнительно расширить до 350 млрд тенге», — отметил после подписания договора председатель АО «Самрук-Энерго» Алмасадам Саткалиев.
Реализация только этих проектов в гидро-, ветро- и солнечной энергетики даст дополнительно до 666 МВт электроэнергии – это в 2,25 раза больше суммарной мощности действующих на сегодняшний день в Казахстане электростанций, вырабатывающих энергию на основе возобновляемых источников энергии. Применение этой энергии уже найдено: вероятно, она будет использоваться не только для внутреннего потребления, но и экспортирована, в том числе на рынки Китая.
Перед Казахстаном стоит задача не только по развитию альтернативной энергетики, но и снижению энергоемкости. По словам министра энергетики Каната Бозумбаева, сейчас для производства одного миллиона долларов США в ВВП страны требуется более 400 тонн нефтяного эквивалента. К 2020 году показатель планируется снизить на четверть, к 2050 году – в два раза. Еще одна задача – снижение к 2030 году выбросов оксидов серы и азота, а также твердых частиц до уровня европейских стран.
Этих целей можно достичь не только благодаря возобновляемым источникам энергии, но и производству электроэнергии посредством более экологически чистых источников, чем традиционный уголь. Так, о строительстве АЭС в Казахстане говорится уже далеко не первый год, но до предметных разговоров дело не доходит. С одной стороны, Казахстан располагает огромным количеством урана, а строительство даже одного энергоблока позволит заметно снизить выбросы в атмосферу путем снижения производительности угольных электростанций.
С другой стороны, для строительства столь крупного проекта необходимо немало средств и потребностей, а ни избытка финансов, ни энергодефицита в республике в целом нет. Не стоит забывать и о человеческом факторе: несмотря на то, что в мире успешно работает большое количество АЭС, у большинства граждан в первую очередь они ассоциируются с Чернобылем и Фукусимой.
Еще одним вариантом снижения выбросов является строительство ТЭЦ, работающих на природном газе. В частности, уже рассматривался вопрос о строительстве четырех станций в Центральном Казахстане. Однако этот вопрос напрямую связан с газификацией Астаны — перспективным, но очень затратным проектом, решение по которому, видимо, будет принято еще нескоро.