Запланированное принятие Индии и Пакистана полноправными членами ШОС несет серьезные геополитические риски для Центральной Азии, считает российский эксперт.
Расширение ШОС станет одной из повесток саммита организации, который состоится 8 июня в Астане. Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Фененко относится к этой идее настороженно.
По мнению эксперта, с одной стороны, вступление Индии и Пакистана в ШОС разрушает американскую концепцию 2005 года, согласно которой предполагалось использовать Индию в качестве противовеса России и Китаю.
″Американцы открыто в середине 2000-х годов говорили, что нужно развернуть Индию против Китая за счет признания за ней частично ее ядерного статуса, то есть попросту перекупить Индию. Потом это переросло в идею АфПак, блока Афганистан-Пакистан-Индия, наследия Британской империи как противовеса ШОС. Теперь вступление Индии и Пакистана призвано нивелировать эту идею″, —
цитирует Фененко сайт Информационно-аналитического центра МГУ.
С другой стороны, индо-пакистанский конфликт, по мнению доцента, может отразиться на ШОС драматическим образом.
″Отныне любой выстрел между Индией и Пакистаном, любая проблема в Кашмире станет ударом по ШОС
Сразу же начнут кричать за океаном о том, что «вы не справились с проблемой и это полный крах вашей организации″, —
считает эксперт.
США меняют свою стратегию в Центральной Азии
Другая проблема, по словам Алексея Фененко, что у Индии и Китая остаются неурегулированными пограничные проблемы:
″Здесь и граница в Тибете, и проблема двух сопредельных стран — Непала и Бутана, там тоже есть очень серьезные противоречия. У Китая есть пограничные противоречия с Бутаном, а Индия имеет соглашение по его защите.
Как будет выстраиваться индо-китайский пограничный диалог — большой вопрос″
Среди экономических проблем эксперт назвал тот факт, что майский пекинский саммит по инициативе «Один пояс — один путь» фактически закончился неудачей.
″Европейский союз отказался подписывать пакет документов и даже во многом участвовать в саммите.
Куда будет строиться «Один пояс — один путь», если конечный потребитель против этого строительства?
Индия, наиболее короткий путь, проигнорировала участие в мероприятии. То есть наиболее короткий путь пресекается для Китая выходом к Индийскому океану, —
Как США попытаются использовать «Один пояс — один путь» Китая
подчеркнул Фененко. —
Кроме того, у американцев есть прекрасное средство, чтобы блокировать развитие транспортных магистралей в южном направлении — конфликт на «линии Дюранда» между Афганистаном и Пакистаном. Мы уже видели там вооруженные столкновения летом 2015 года.
Теперь, если Пакистан становится членом ШОС, ответственными за это становимся и мы [ШОС].
Если Афганистан не член ШОС, а Пакистан член ШОС, тогда мы обязаны поддерживать пакистанскую линию в рамках «линии Дюранда»
Поэтому для Шелкового пути остается один маршрут — через Казахстан с выходом к России. Это либо модернизация Транссиба, либо строительство дополнительной ветки к Транссибу через Казахстан с выходом либо на Оренбург, либо на Волгоград…
Американцы могут этим воспользоваться и сыграть на раскол Центральной Азии″