Являясь важным экономическим партнером в ЦА и связующим звеном между Европой и Азией, Казахстан усиливает свою роль в трансграничных перевозках. А его сотрудничество с другими странами становится важной вехой в его развитии и построении евразийского континентального моста.
Контейнерный транзитный поток из Китая через Казахстан в направлении Европы за последние 4 месяца 2017 года увеличился в 2,6 раза. Об этом заявил Женис Касымбек, министр по инвестициям и развитию РК, в рамках IV Международного транспортно-логистического бизнес-форума «New silk way», организованного АО «НК «Қазақстан темір жолы».
Министр отметил, что транспортная логистика для Казахстана на сегодняшний день стала одной из важнейших отраслей экономики. Неслучайно объем инвестиций, вложенных в транспортную инфраструктуру за 10 лет, достиг порядка 26 млрд долларов.
— В определенном смысле транспортная логистика — это драйвер экономики страны. За 4 года, с тех пор как начал проводиться Международный транспортно-логистический форум «New silk way», мы видим успехи, которых Казахстану удалось достичь в этой отрасли. Сегодня объем транспортных услуг в ВВП составляет порядка 8%. Мы можем наблюдать их значительный рост по итогам 4-5 последних кварталов, а это значит, что у нас промышленность растет. Мы ожидаем, что транспортная логистика в среднесрочный период до 2025 года займет особое место в экономике, — заявил он
По его словам, до 2020 года государство планирует вложить порядка 11 млрд долларов в дорожную и железнодорожную инфраструктуру и аэропорты.
Аскар Мамин, первый заместитель премьер-министра РК подчеркнул, что на сегодняшний день Казахстаном проводится полномасштабная работа по интеграции транспортной сети в Евразийской транспортной системе и вносится существенный вклад в ее развитие. Так, в соответствии с поручением главы государства Н. А. Назарбаева, в рамках госпрограммы «Нурлы жол» активно ведется работа по модернизации транспортно-логистической инфраструктуры трансказахстанских маршрутов. Через территорию страны проложены железнодорожные и автодорожные магистрали, авиамаршруты, которые формируют эффективный трансконтинентальный коридор.
— Инициатива главы государства по сопряжению экономического пояса шелкового пути с программой «Нурлы жол» позволила привлечь инвестиции и скоординировать мероприятия Казахстана и Китая по инфраструктурным проектам. И уже сегодня мы создали железнодорожно- логистическую инфраструктуру на границе наших стран с пропускной способностью более 50 млн тонн, — отметил он.
По словам Мамина, за последние годы было построено около 2,5 тыс. км новых железнодорожных линий, оптимизирующих международные транспортные коридоры в направлениях восток-запад, север-юг.
Мамин, опираясь на данные всемирного экономического форума, утверждает, что по качеству железнодорожной инфраструктуры Казахстан занимает 26 место из 136 стран по итогам 2016 года. А по индексу логистической компетенции Казахстан расположился на 77 строчке.
— Но мы поставили перед собой задачу к 2020 году достичь 40 места и войти в топ-40 стран с лучшим логистическим климатом, — отмечает он.
Как отметил Чжан Хауэй, посол Китая в Казахстане, на сегодняшний день через Казахстан проходят такие транспортные маршруты, как:
Хауэй убежден, что Казахстан в ближайшем будущем станет связующим звеном на пути логистических коридоров.
— Мы должны построить единую логистическую систему в рамках проекта «Один пояс — один путь», который будет проходить через Россию, Беларусь, ЕС, а также азиатские страны — Иран, Азербайджан и Турцию. И Казахстан станет центром в данном проекте — будет играть основную роль. Если мы построим сухопутный путь, увидим огромные возможности для развития экономик наших стран, — уверен он.
Значимость транспортносй инфраструктуры Казахстана в мировых перевозках подтвердил и Султан Ахмед бин Сулайем, председатель совета директоров компании «DP World».
— Транспортная инфраструктура Казахстана – важный мост, соединяющий Китай с Европой. Сегодня в транспортном секторе Казахстана происходят положительные сдвиги – значительно сократились сроки перевозок. И если доставка товаров из Китая в Европу по морю занимает в среднем 42 дня, то с введением новой логистической и транспортной инфраструктуры в Казахстане это время сокращается в среднем до 13 дней, — подчеркнул он
По словам первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, за последние 8 лет в 10 раз вырос транзит контейнерных грузов через Россию и Казахстан. Он убежден, что в рамках евразийской интеграции развитие совместной транспортной системы является значимым шагом в формировании евразийского экономического пространства. А железная дорога, по его мнению, играет в этом важнейшую роль.
— Создание ОТЛК (Объединенная транспортно-логистическая компания — прим. автора) является хорошим примером интеграции администрации трех государств – России, Казахстана и Беларуси. И мы двигаемся дальше в этом направлении. Нам важно использовать единое управление парками, единое информационное пространство, единое декларирование с таможенными органами. Это все дает нам возможность устойчиво обеспечить скорость продвижения более тысячи километров в сутки и превысить те значения, которые есть, — сказал вице-президент РЖД.
Мишарин отметил, что проект «Один пояс — один путь» дает новые возможности для дальнейшей интеграции. Важную роль играет высокоскоростной коридор Москва – Пекин.
— Но реализуя его, мы столкнулись с некоторыми моментами, которые происходят у нас на глазах:
Учитывая, что 70% клиентов хотят сегодня хотят получить свой груз в течении 3-5 дней, по данным исследования Почты Европы, нам нужно сделать акцент на высокоскоростные перевозки. Объединив две высокоскоростные сети Азии и Европы мы имеем возможность в течении десяти лет создать единую высокоскоростную железнодорожную сеть протяженностью более 50 тысяч километров. И это новые реалии, которые существенно повлияют на всю транспортную сеть Евразии, — заключил он.