Защитные меры в отношении малого бизнеса в Казахстане ставят потребителей в ситуацию, при которой кроме них самих их права никто не защитит.
Заведения общепита, которые имеют менее 50 посадочных мест, а также мелкие салоны красоты и сауны выведены из-под контроля Комитета охраны общественного здоровья МЗ РК. Они отнесены к группе незначительной эпидемиологической значимости. Теперь их контроль будет осуществляться в формате внеплановых проверок при обращении населения. Только ситуации, связанные с отравлением людей в кафе или заражением их инфекцией в салонах красоты, будут поводом для проверок. Хотя мораторий на проверку субъектов МСБ, который был продлен до конца 2017 года и так позволял малым предпринимателям «спокойно» существовать. И только веская причина позволяла госорганам нарушить мораторий.
Между тем, по словам Тимура Назханова, вице-президента Независимой Ассоциации предпринимателей, введенная правительством мера является очередной попыткой поддержки малого бизнеса в стране, который по-прежнему остается самым незащищенным. В последнее время открывается много мелких кафе и салонов красоты, но, как он отмечает, многие из них если не в минусе, то зачастую на нуле.
— Несмотря на мораторий, проверок очень много: они проходят под разными предлогами. Все это негативным образом сказывается на деятельности предпринимателей, а также отнимает время и ресурсы у самого проверяющего органа. Ну и как правило
проверяющие приходят с целью найти нарушения, чтобы выписать штраф или вынудить владельцев заведения дать взятку
Проверки не носят предупредительного характера, — утверждает Назханов.
Статистика «притянута за уши»: малый бизнес в упадке — эксперты
Светлана Романовская, президент лиги потребителей Казахстана, в свою очередь отмечает, что в целях поддержки малого и среднего бизнеса государство предпринятой мерой еще больше ущемило права потребителей, о которых и так мало кто вспоминает.
— Эта мера ничего не изменит абсолютно. Потому что те проверки, которые предполагались в рамках моратория, предусматривали предупреждение владельцев заранее, за месяц. И возникали факты, когда в кафе даже холодильное оборудование хозяева приносили из дома. Вы представляете, в кафе холодильников не было! Я уже не говорю о других стандартах, которые зачастую не соблюдаются, это недостаточное количество помещений. А должен быть отдельный цех, где разделывают мясо, где его готовят и так далее. Такие требования никогда не исполнялись, — подчеркивает она.
По словам Романовской, комитет охраны общественного здоровья намеренно вывел мелкие субъекты предпринимательства из зоны своего контроля.
— Бедная СЭС — за последнее время там произошло множество пертурбаций. И это очередная. Бесконечные изменения и частые назначения размывают зону ответственности сотрудников этого органа. Поэтому ничего ими и не решается. Все сегодня пытаются скинуть с себя лишние обязанности, чтобы ни за что не отвечать, — говорит она.
В связи с этим, по ее словам, потребителям остается бороться за свои права собственными силами.
— Им надо быть бдительными, изучить закон о защите прав потребителей, совершенствуя свои правовые знания. Нужно знать, как отстоять свои права в той или иной ситуации. К примеру, в случае, если человек отравился.
У нас сейчас видеосъемка является доказательством в суде. И каждый из нас имеет право в любом общественном месте осуществлять ее в защиту своих прав
Так что если вы столкнулись с антисанитарией и прочими нарушениями, обращайтесь в лигу потребителей. Государство, к сожалению, нас защитить не может, даже с учетом того, что потребитель является слабой стороной по договору. Все что он приобретает, должно быть безопасным для его жизни и здоровья. Но пока в этом отношении государственная политика «никакая», — утверждает Романовская.
В России ситуация сегодня несколько иная. Там все субъекты МСБ находятся под пристальным контролем «Роспотребнадзора», а дополнительную их защиту осуществляют некоммерческие организации.
— Им государство выделяет значительные суммы. К примеру, только в Краснодарском крае на защиту прав потребителей НПО получают 2 млн долларов. У нас же НПО, занимающимся защитой потребителей, из госбюджета не выделяется ни копейки, — отмечает Светлана Романовская.
Однако Тимур Назханов подчеркивает, что усиленный контроль субъектов МСБ в России отнюдь не отразился положительным образом на развитии малого бизнеса в стране.
— Конечно, мы часто жалуемся на сложные условия для малого бизнеса у нас в Казахстане, но в сравнении с Россией у нас бизнесу предоставляется больше возможностей и условий для развития, чем там.
В России контроль жестче, чем у нас. И уровень коррупции там достаточно высокий — выше, чем у нас
А также госаппарат более мощный. Те россияне, которые у нас открывают бизнес, подтверждают, что в Казахстане проще, — отмечает вице-президент НАП РК.
Крупные сети АЗС «убивают» малый и средний бизнес — предприниматели ЮКО
По словам Назханова, МСБ в Казахстане сегодня не хватает основного метода поддержки — обучения.
— Во многих странах бизнес разрешают вести, если у человека есть диплом или сертификат о том, что он получил образование или прошел курсы в соответствующей сфере. У нас же зачастую бизнес открывают необдуманно. Друг, родственник или сосед посоветовал заняться каким-то бизнесом — и человек тут же начинает, не задумываясь о его механизмах. Это еще с 90-х годов пошло — тогда многие шли от безысходности в бизнес. Но времена поменялись, поэтому к бизнесу сегодня стоит подходить обдуманно. И я думаю,
государство и неправительственные организации должны помогать предпринимателям, организовывая для этого какие-то обучающие курсы,
поднимая на них вопросы о том, как правильно вести бухучет, оплачивать налоги, работать с персоналом и клиентами, соблюдать пожарную безопасность и так далее. Должен быть комплекс мер для поддержки бизнеса, — уверен Назханов.
Увидеть благоприятный эффект от доверительного отношения государства к бизнесу, по его словам, можно, оказавшись в Таиланде.
— Там закусочные и рестораны на каждом шагу. Проверяет государство их крайне редко. И отравления гостей происходят крайне редко. А
зарегистрировать свое предприятие там можно там за 15 минут
Индикатором успешности бизнеса является его хорошая репутация — если бизнесмен будет плохо выполнять свои обязанности, гости перейдут в другое заведение. Поэтому предприниматели стараются работать добросовестно, без всякого контроля со стороны, — говорит он.
При этом, по наблюдениям Тимура Назханова, наказывать грубо нарушивших нормы работы предпринимателей в Казахстане стоит по всей строгости закона. И ориентироваться следует на европейский опыт. Там недобросовестным бизнесменам не удается «откупиться», как в Казахстане.
— Поэтому я сторонник того, чтобы, с одной стороны, государство относилось к предпринимателем с доверием, но с другой — строго наказывало за грубые нарушения. У нас же, к сожалению,
многие нормы закона не работают, потому что их исполнение как со стороны госчиновников, так и со стороны бизнеса далеко от совершенства,
— считает Назханов.