В ЮКО предприниматели заявляют, что ситуация на рынке ГСМ приведет к банкротству мелких и средних торговцев топливом.
Бизнесмены настаивают, что государству необходимо регулировать объем поставок нефтепродуктов. Свои доводы они привели в письме, адресованному Министерству энергетики РК.
В ЮКО на грани разорения около 300 автозаправочных станций.
На сегодняшний день уже закрылись 60 заправок. По словам предпринимателей, в ближайшее время крупные игроки рынка поглотят мелкий бизнес. В результате изменений, считают торговцы ГСМ, канули в Лету прозрачность, доступность, учет и отчетность, контроль и мониторинг.
— С недавних пор власть перешла к нефтеперерабатывающим заводам. Они отпускают продукцию сами. После таких перемен исчезли прозрачность и доступность. Соответственно и цены тоже зависят.
В итоге, почти 50% от общего объема топлива получают сетевые АЗС. Остальные вынуждены закупать по более высокой цене у этих же крупных игроков. Мы написали письмо министру энергетики и в другие инстанции, что нужно регулирование объема поставок. Ежедневно, чтобы народ знал, сколько поставляется. Чтобы поставлялось до каждого региона, до каждого района и села. Чтобы была прозрачность. Если правительство будет регулировать объем, естественно, цена понизится. На сегодня ни нам и никому не известно, сколько нефти перерабатывается, сколько выходит нефтепродуктов, куда уходит. Объем определяет цену, — рассказал председатель ассоциации АЗС «Жанар-Жагармай» Кайыпбек Камбаров.
Такая недобросовестная конкуренция приведет к банкротству малого и среднего бизнеса на топливном рынке, уверены предприниматели.
— Мы на 30-35% зависим от импорта. Сейчас идет модернизация двух заводов. Все зависит от переработки. Три завода примерно перерабатывают около 15 млн тонн нефти, а наша потребность составляет где-то 18 млн в год. Это около 70% от обшей потребности. Тут роль играют крупные поставщики. Скорее всего сами ресурсодержатели. Они всех остальных потихоньку вытесняют с этого рынка. Глава государства поручил создать новую модель рыночного механизма. Мы придумали и составили схему. И предоставили министру энергетики. Мы предлагаем довести до каждого района и села, обеспечить, сколько есть, — отметил Камбаров.
Сейчас все возможности предоставлены только крупному бизнесу, говорят предприниматели. Они уверены, что
отмена механизма операторства приведет к сговору и ажиотажу на рынке.
В ЮКО всего 560 АЗС, из них 80 относятся к доминантам, то есть к крупным сетевым автозаправочным станциям. Чтобы как-то оставаться на плаву, некоторые автозаправки вынуждены смешивать бензин, рассказывает председатель ассоциации АЗС ЮКО.