Новый закон о защите от семейного насилия обяжет полицию Кыргызстана реагировать на каждое соответствующее обращение любого гражданина.
Документ подписал президент республики Алмазбек Атамбаев. В Кыргызстане уже существуют нормативно-правовые положения по бытовому насилию, однако новый закон полностью их изменит, передает портал EurasiaNet.
Одним из главных нововведений станет то, что сотрудников милиции обяжут реагировать на каждое обращение о семейном насилии. Это значит, что любой гражданин сможет заявить, что он является свидетелем насилия в семье.
Раньше милиция не могла начать расследование и завести уголовное дело на насильника, пока жертва сама не писала заявление
Милиция не начинала расследование без заявления самой жертвы даже при наличии видеозаписи или фотографии.
— Учитывая, что милиционеры чаще всего мужчины, жертвы насилия не пишут заявления, а если и пишут, то забирают их на следующий день, – отметила эксперт по гендерным вопросам Зульфия Кочорбаева, участвовавшая в разработке проекта.
По ее словам, очень важно, что теперь каждая женщина, подвергшаяся домашнему насилию, будет получать охранный ордер. Документ гарантирует жертве безопасность от повторного насилия и угроз со стороны насильника или его родственников как минимум на три дня.
— До этого, чтобы получить ордер, девушки обязаны были доказать в суде, что семейное насилие имело место. Мы максимально упростили процедуру и сняли нагрузку с жертвы, чтобы родственники мужа не давили на нее и не требовали забрать заявление. Они будут знать, что это закон, – пояснила Кочорбаева.
Ордер будет выдаваться милиционерами прямо на месте, жертве не придется долгое время ждать заседания суда. Если же она все еще чувствует угрозу своей безопасности по истечении трех дней, может сообщить об этом милиционерам, которые должны продлить ордер до одного месяца.
Если жертва решается продлить действие ордера, то насильник будет обязан пройти «коррекционную программу» – не менее 8 часов работы с психологом.
Несовершеннолетним подросткам, которые подвергаются насилию в семье, закон также поможет поскорее отправиться к специалистам. Если врачи, например, при медосмотре в школе обнаружат на теле у ребенка следы насилия, они должны будут немедленно сообщить об этом в милицию. Раньше это делалось только с согласия родителей. Как говорит Кочорбаева, родители, подвергающие детей физическому насилию, никогда не напишут заявление против себя.
Законопроект также вводит новый вид насилия – экономическое, когда жертва находится в финансовой зависимости от насильника и находится у него «на содержании», ей запрещают искать работу и обязывают сидеть дома. Родители, которые вынуждают своих детей попрошайничать и пропускать учебу, могут также попасть под эту категорию.
По статистике ЮНИСЕФ, среди 2000 опрошенных детей почти 70% заявили, что подвергались жестокому обращению со стороны родителей либо в семье пренебрегали их нуждами и оскорбляли.
В Кыргызстане каждая четвертая женщина, когда-либо состоявшая в браке, подвергалась насилию. В 98% случаев оно совершается мужем или бывшим супругом.
Эксперты и правозащитники хотели внести эти поправки в существующий закон еще в 2009 году, однако из-за революции и сменившейся власти этот проект забросили. Только в 2016 году он вновь вернулся на рассмотрение в парламент и был принят несколько месяцев спустя.