Кто и как будет досматривать посетителей вокзалов и чем это может обернуться для пассажиров.
Министерство по инвестициям и развитию (МИР) РК распространило информацию о том, что с 1 июня на железно-дорожных вокзалах во всех регионах страны вводится выборочный досмотр ручной клади и багажа пассажиров.
Как отмечено в сообщении, все это делается в целях повышения безопасности пассажиров. В случаях, когда не объявлен какой-либо из уровней угроз террористической опасности либо объявляется умеренный («желтый») уровень угрозы, будет производиться выборочный досмотр пассажиров и посетителей, вещей, находящихся при них, в том числе ручной клади и багажа. В случае объявления высокого («оранжевого») и критического («красного») уровней угрозы досмотру подлежат все пассажиры и посетители.
С 1 июня будет введен досмотр багажа на всех казахстанских вокзалах
В этих целях приобретено 56 комплектов специального досмотрового оборудования, которое включает в себя рентгенотелевизионные аппараты, интраскопы, арочный и ручной металлодетекторы, детекторы паров взрывных веществ. Досмотр будет проводиться работниками АО «Военизированная железнодорожная охрана» (ВЖО),
могут проверить любого, вызвавшего подозрения
Только вот непонятно, по какому принципу сотрудники ВЖО будут определять, кто подлежит проверке, а кто нет.
Как сообщили в пресс-службе АО «НК «Қазақстан темір жолы», охранники прошли специальное обучение по программе «Досмотр на объектах транспортной инфраструктуры», их обучили всем премудростям по выявлению неблагонадежных граждан, навыкам поведения в нестандартных ситуациях и корректного отношения к пассажирам.
Последний пункт особенно важен. Как говорит известный казахстанский юрист Сергей Уткин, везде работают люди, а потому могут быть и различные злоупотребления властью. А потому каждый гражданин должен знать свои права и не позволять нарушать их.
Что делать при обыске и проверке? Правила самозащиты бизнесмена
— Насколько я понимаю, сотрудники ВЖО не являются сотрудниками правоохранительных органов. И если у полицейских есть определенные полномочия, то у частных охранных структур таких полномочий нет, – поясняет Сергей Геннадьевич. – Есть закон об охранной деятельности, но он по сути никаких привилегий не дает. Любой частный охранник, независимо от того, где работает – в магазине или банке, — не имеет права насильно досматривать человека или его багаж. Только с добровольного согласия. То есть
граждане должны знать, что кроме сотрудника полиции их никто насильно обыскать не может.
Однако если сотрудники охраны просят пройти досмотр, а человек отказывается, они вправе привлечь к этому полицейских, и это законно. Потому что у полицейских есть полномочия проводить досмотр гражданина, составлять протокол и так далее. Хотя если сотрудники ВЖО видят какого-то вооруженного террориста или человека, представляющего опасность для окружающих, они конечно имеют право «скрутить» его и удерживать до прибытия полицейских. Это называется «крайняя необходимость», так имеет право поступать любой гражданин.
В общем, так или иначе, но досмотру могут подвергнуть любого посетителя вокзала. Предполагается, что это займет не более 10 секунд. Однако пассажирам все же рекомендуется прибывать на вокзалы заблаговременно, чтобы пройти досмотр и не опоздать на поезд. Хотя, как оказалось, нежелательной проверки вполне можно избежать. Как сообщил директор департамента вокзального хозяйства АО «НК «ҚТЖ» Жубан Корпебаев, комплекты досмотрового оборудования устанавливаются в зданиях вокзалов у входа как со стороны города, так и со стороны перрона.
На железной дороге вводится досмотр пассажиров и багажа
При этом пассажир может запросто пройти на перрон в обход здания вокзала. То есть
несмотря на столь строгие меры безопасности, при желании в поезд можно пронести любой запрещенный предмет.
А ведь основной задачей досмотра является именно своевременное предупреждение и пересечение попыток проникновения террористов и других общественно опасных элементов на объекты транспортной инфраструктуры.
Как пояснили в пресс-службе АО «НК «ҚТЖ», смысл нововведений — в обеспечении безопасности самого здания вокзала и его посетителей. Так принято во всем мире. А в поездах этим занимается совсем другая служба – АО «Пассажирские перевозки». Да и невозможно при входе в каждый вагон поставить рентген или сканер. Там за порядком следят сотрудники Департамента внутренних дел на транспорте, сопровождающие состав от станции к станции. Если во время следования поезда обнаружится запрещенный опасный предмет или произойдет какая-то внештатная ситуация, они примут соответствующие меры.
Кстати, о запрещенных предметах. Их перечень утвержден постановлением правительства РК от 23 июля 2014 г. №817, довольно обширен, но вызывает некоторые вопросы. Понятно, что взрывные и иные смертоносные устройства, легковоспламеняющиеся вещества, яды или наркотики в поездку брать нельзя. Не вызывает сомнений запрет на инфекционно- или биологически опасные материалы, вещества и предметы, их содержащие, а также на все виды огнестрельного оружия и патронов к нему (если нет соответствующего разрешения). А вот пункт о колющем, режущем и другом холодном оружии столь обширен, что вызывает определенное недоумение. Помимо различных мечей, кинжалов и сабель сюда входят предметы ударно-дробящего действия (а ведь таковыми можно считать не только кистени и кастеты, но и простой молоток), а также топоры, кошки, ледорубы (что создаст немало проблем для любителей отдыха на природе), в том числе «предметы, изготовленные из любого материала, достаточно прочного для использования в качестве потенциального оружия».
Изъять охотничье оружие из продажи планируют в МВД
При желании к таковым предметам можно отнести что угодно. Но наибольшую обеспокоенность вызывает наличие обычного складного ножа, который практически все пассажиры берут в дорогу, чтобы открыть консервы или нарезать хлеб. И что же, теперь каждого, у кого он имеется, будут передавать полицейским, а те будут решать, относится этот нож к холодному оружию или нет? Интересно, как они это сделают, если даже зачастую два разных эксперта выносят два противоположных решения по одному и тому же ножу.
Получить разъяснения у самих транспортных полицейских, к сожалению, не удалось. А в пресс-службе АО «НК «ҚТЖ» пояснили, что основная задача сотрудников — обнаружить запрещенный предмет и сообщить полицейским. Дальше все будет решаться индивидуально в зависимости от ситуации. При этом посоветовали заранее ознакомиться с перечнем веществ и предметов, запрещенных к вносу на объекты транспортной инфраструктуры и переложить металлические вещи из карманов в сумку до прохождения металлоискателя. А
по поводу складных ножей порекомендовали не искушать судьбу и не брать их в дорогу.
Мол, у каждого проводника имеется столь необходимый в быту предмет и его можно попросить во временное пользование.