Мажилисмен Азат Перуашев рассказал, что имел в виду под жильем с одной кухней и туалетом на всех.
12 апреля на пленарном заседании в мажилисе лидер партии «Ак жол» сделал депутатский запрос по недавно принятой правительством программе «Нурлы жер». Он предложил для удешевления стоимости социального жилья строить общежития с общей кухней и санузлом. Социальные сети тут же подхватили ключевые слова идеи, вызвав недовольство казахстанцев. Медиапортал 365info решил поинтересоваться у депутата —
согласился бы сам Перуашев жить в таких условиях, которые предлагает соотечественникам?
— Меня вчера реакция немного позабавила, потому что на самом деле я озвучил очень серьезный вопрос. Выхожу с пленарного заседания, а меня спрашивают о чем угодно, только не о моем запросе. И потом начинают задавать вопросы в таком виде, что я сам возмутился.
Дескать, Перуашев предложил строить квартиры без туалета и кухни. Я и сам бы размазал за такое умников. Мы предложили строить общежития. И не взамен квартир, а в дополнение.
Потому что у нас масса приезжающих молодых людей, им негде голову приткнуть, откровенно говоря. Предложили строить общежития для сельской молодежи. Ясно, что они не могут стоить их как квартиры. Об этом я говорил.
— Ну тем не менее, если будут такие общежития, это же возвращение в «совок» на 40 лет назад!
— Я понимаю, вы может быть в этом кругу не общаетесь, а ко мне люди приходят. Я выезжал.
Вокруг базаров масса домов, где реализаторы рынков десятками живут в комнатах,
с туалетами во дворе, с холодной водой из-под крана или из бочки. Они любому жилью будут рады. Любому, где будут комнаты хотя бы не на 15, а на 4 человека. Откат назад это или нет, но даже с точки зрения строительного бизнеса, перед тем как озвучить этот запрос, я консультировался. Мои друзья-строители сказали, что это глупость, что типа это никак не удешевит жилье. И только две компании сказали, что это было бы интересно. А теперь, когда я запрос уже озвучил,
многие строители мне говорят, что оказывается при таком подходе они могут в Астане строить такие общежития по цене 100 тысяч тенге за квадрат, тогда как сегодня в Астане жилье по 260-280 за квадрат
То есть обрушение цены происходит чуть ли не на половину. У нас потенциал людей, которые приедут или уже приехали в города, — от 2,5 до 5 млн человек. Мы делаем их либо бомжами, понимая, что они будут бандитствовать, заниматься проституцией и как-то выживать, либо все это приводим в цивилизованное русло. Допустим, создаем общежитские городки, привязываем их к предприятиям, создаем там участок полиции, ставим медпункт, какие-то учреждения образования и налаживаем этот процесс. Либо мы как страусы прячем голову в песок и делаем вид, что это не проблема. Но там, где появляется масса недовольных, которые видят, что жизнь проходит мимо, это горючая смесь, которая может воспламениться в любой момент.
— Люди почему негодуют? Просто понимание того, что это будет общага с одним туалетом и кухней на всех…
— На каждом этаже.
— Ну, пусть на каждом этаже. Но негодование связано с тем, что такие условия жизни предлагаются в стране, которая скоро проведет ЭКСПО, которая провела Универсиаду и претендовала на Олимпиаду, богата ресурсами и прочее.
— Давайте разговаривать предметно. Вы рассуждаете за жизнь. А я с вами рассуждаю по конкретной проблеме. Программу «Нурлы жер» на днях утвердило правительство, она преподносится нам как огромный прорыв по решению жилищного вопроса. По этой программе получается, что бесплатное арендное жилье без права выкупа получат только те, кто стоят в очереди как социально-уязвимые в акиматах. Это инвалиды, ветераны ВОВ, Афганистана, неполные и многодетные семьи. Их общее число около 400 тысяч по стране.
А всего в очереди на жилье стоит 2,5 млн человек. Причем все остальные должны будут жилье выкупать, даже включая тех, кто получит участки под ИЖС. Даже они не имеют права строить сами, им акимат даст строительную компанию, которым они будут платить за строительство. Как они будут строить, вы себе уже представляете? При этом сайт «Недвижимость Казахстана» рассчитал, что ежемесячные платежи по этой программе, то есть для 2 млн остальных нуждающихся, будут равны от 116 до 158 тысяч тенге в месяц.
Средняя зарплата по стране у нас сейчас 137 тысяч тенге. Но эту среднюю зарплату получают далеко не все. Я вам так скажу, что средняя зарплата в ненефтяном, несырьевом и небанковском секторах, по моим прикидкам, на уровне 80 тысяч тенге.
Масса ребят, которые приезжают из села в города, а это 100 тысяч людей официально подтвержденных на сегодня, работают за 40-60 тысяч тенге
Почему они живут по 10-15 человек в комнате? Потому что в складчину по 20 тысяч тенге снимают эти дома. И у них получается хоть что-то. Таким образом, получается, что программа «Нурлы жер» 1,5 трлн тенге срабатывает опять на банки и строительные компании, но не на людей. Мы предлагаем все-таки вернуться к программе и придать ей человеческое лицо. Чтобы не все покупалось и продавалось, потому что помимо городских ветеранов и инвалидов есть огромная масса молодых мужиков по 18-25 лет, которые не могут найти себе место. Если мы их не обеспечим цивилизованными условиями существования, они будут это делать согласно своему мировоззрению и пониманию.
— Окажись вы в подобных условиях, вы бы согласились жить в таком общежитии?
— Я в таком жил с 16 до 24 лет. И ничего страшного со мной тогда не случилось.
— У вас была семья, дети?
— Мне сегодня (13 апреля. — ред.) жена звонит и говорит: «Что за ерунду везде пишут? Я вспоминаю, когда мы жили с тобой в общаге, это было самое счастливое мое время. Ты был больше свободен, больше времени уделял семье и детям». Давайте представим так. Сейчас времена изменились.
Моему старшему сыну 28 лет, но он пока не женился, хотя отучился за рубежом и имеет работу. Но не женится все равно,
пока не встанет на ноги, хотя все у него есть. Сейчас люди не спешат заводить семью, и это плохо. Мы заводили семьи, живя в общежитиях, у нас были чувства и мы верили в любовь. А вы и все остальные, кто против, сейчас пройдитесь по этим домикам возле рынков и строек, где живут эти молодые ребята. И послушайте их, согласятся ли они жить в общежитиях, где на этаже есть туалет, кухня и горячая вода?
— А вы сами спрашивали их?
— Да, я с ними встречался и в Астане, и в Алматы. Просто масштабы проблемы гораздо большие, чем нам кажется. Эти люди и их проблемы сосуществуют с нами в параллельном мире, мы их не видим. Но это обманчивая невидимость.
В конце концов, общежитие не обязательно должно быть таким:
Оно вполне может быть и таким: