Предприниматель утверждает, что Казахстан имеет все шансы войти в число лидеров по экспорту продукции агропрома, и не только в Китае.
Какие проблемы отечественных сельхозпроизводителей требуют немедленного решения? Могут ли представители малого и среднего бизнеса напрямую выйти на зарубежный рынок? Об этом и о многом другом рассказывает бизнесмен Жолдыбай Оширбайулы.
– Сейчас Казахстан начал поставлять в Китай собственную продукцию. Ранее нам доводилось видеть обратную картину, когда китайский товар бурным потоком лился в Казахстан. Можно ли считать этой хорошей тенденцией? Что выпускают для Китая казахстанские товаропроизводители?
– Мы и поныне большей частью вывозим в Китай сырье: нефть, газ, разноцветный металл и прочее. Вопрос сырьевого экспорта решался на уровне правительств двух государств, и сейчас это стабильный, налаженный процесс. Казахстанцы горазды на продажу сырья, а не готового продукта. Так потенциально большие деньги утекают сквозь наши пальцы.
Возникает вопрос, до каких пор мы будем торговать сырьем, ведь экспорт готовой продукции куда более выгоден по цене? Сейчас государством взят курс на индустриализацию. Нурсултан Абишевич Назарбаев уделяет этому большое внимание и сам лично взял ситуацию под контроль. В последние годы в КНР пошли отечественные сельхозпродукты — зерновые, мясные и масляные изделия. В их числе мука, подсолнечное масло, кондитерские изделия.
– Карта индустриализации — стратегически важный проект государства, но представители МСБ зачастую не могут в ней участвовать. Какова их доля в поставках в Китай?
– Китай – это огромный рынок. Здесь есть спрос не только на нефть с газом, но и на любой товар. Нам остается только производить и вывозить законным путем. В связи с этим несколько лет назад на площадке Хоргос была создана нейтральная предпринимательская зона двух стран. В основном здесь трудятся представители малого бизнеса. Как я уже сказал, отечественные продукты питания, благодаря своим свойствам пользуются хорошим спросом в Поднебесной. Наши мука, масло и конфеты становятся элитными товарами в самых лучших китайских супермаркетах. Это хорошая тенденция.
– Почему наши продукты пользуются предпочтением у китайцев?
– Прежде всего наши продукты богаты витаминами, минералами и экологически чистые. В Китае зерно выращивается с помощью химических добавок. Из года в год доза химических стимуляторов растет, что влечет эрозию и гибель почвы. Соответственно, органическая ценность урожая сводится к нулю. А на полях Казахстана пшеница выращивается естественным путем, потому и урожай на вес золота.
Ныне в этом секторе задействовано достаточно большое количество предпринимателей. Зернопроизводители, мукомолы, кондитеры и мясники уже наладили коридор сбыта, транспортируя продукцию по железной дороге и авиа. Экспортерам оказывается государственная поддержка.
Помимо потенциала торговой площадки Хоргос, есть бизнесмены, экспортирующие крупные партии пшеницы, мяса и масла. Но и здесь имеются свои проблемы. Бывают периоды, когда казахстанское мясо попадает в карантин, под какие-то ограничения. Чтобы избежать этого, отечественный товаропроизводитель должен предвидеть ситуацию, исследовать рынок и делать прогнозы. Легальному предпринимателю положены субсидии (НДС), но для их получения нужно собрать пакет документов. Многие бизнесмены не любят бумажную волокиту, поэтому просто не претендуют на субсидирование. Так нельзя, нужно и важно пользоваться господдержкой.
– Есть ли предприниматели, которые действительно ощутили государственную поддержку?
– Конечно, есть. Площадка Хоргос была запущена в 2013 году. Многие бизнесмены ныне успешно пользуются возможностями субсидирования. Заключили договоры с крупными китайскими предприятиями, и теперь туда идут тысячи тонн товаров. Эти торговые пути — результат работы не одного дня, для формирования такой системы необходимы годы. И здесь очень важно участие государства. К примеру, в Китае при экспорте в другие страны для предпринимателей специально предусмотрены скидки, это все четко прописано законом. Казахстанские предприниматели тоже должны пользоваться предоставляемыми им государством возможностями.
– Какая в этом польза для представителей непосредственно малого бизнеса?
— Наладка экспортных путей в результате договоренностей двух государств открывает новые возможности для отечественных предпринимателей. Без государственной помощи невозможен выход на внешние рынки. Например, сейчас существуют таможенные барьеры, которые необходимо упростить.
– Какие товары экспортирует в Китай ваша компания?
– Мы начали, как и большинство предпринимателей, вывозить на «Хоргос» продукты питания: муку, масло, мясную продукцию. Эта площадка стала трамплином в развитии. В начале мы везли товар на микроавтобусе, потом на КАМАЗе. Сейчас уже имеем собственную мучную и масляную линию товаров под маркой «Жолдыбай». У нас сформировался костяк стабильных клиентов, они в свою очередь заинтересованы в брендинге нашей марки в Китае. Следующая цель – построить собственный завод мукомольного и масляного производства. Этот проект создаст новые рабочие места и будет развивать зерновое хозяйство и животноводство. В будущем намерены создать дочерние компании и внести весомый вклад в развитие животноводства и пшеничного хозяйства.
– Если на казахскую пшеницу и мясо есть хороший спрос, необходимо дать импульс развитию отечественного сельского хозяйства.
– В целом казахская земля благоприятна и для растениеводства, и для животноводства. Ежегодно выделяются различные субсидии как на полевые работы, так и на приобретение техники. Разработаны линии кредитов с низкой процентной ставкой, правда, они больше ориентированы на большие крестьянские хозяйства. Представители малого бизнеса еще не могут воспользоваться льготами. Надеюсь, что в будушем эти недоработки учтут и субсидии станут доступны всем.
Мы должны воспользоваться тем, что у нас просторные поля и пастбища. Стратегически важно заполнить пастбища скотиной, а поля злаками. Подрастающее поколение тоже должно перенять от нас секреты ведения сельского хозяйства. К счастью, сохранились свои технологии выращивания зерновых и других культур, адаптированных к местному климату, практикуются и соответствующие зоотехнические методы, способствующие росту и продуктивности животных.
В мире отмечается нехватка БИОпродуктов, природные ресурсы истощаются, а у нашей страны есть высокий потенциал для лидерства в производстве органических продуктов питания. Мясо и пшеница всегда будут в цене.
– Чтобы вы пожелали начинающим предпринимателям?
– У нас до сих пор существует некая фобия, боязнь начать свое дело. Не хватает психологической подготовки. Кое-кто считает, что если человек предприниматель, он непременно обманывает, обсчитывает и обвешивает. Это не так, и такие стереотипы следует ломать. Быть предпринимателем – дело сверхответственное. И в нем очень важно доверие. Где есть доверие, там есть рост, репутация и успех. Не всем удается стать бизнесменами, но если поставить точную цель, то все непременно исполнится. Мы говорим очень часто о «конкурентоспособной нации», настало время, когда конкурентоспособность нужно доказать на деле.