18+
Нур-Султан
Сейчас
10
Завтра
5
USD
389.59
-0.03
EUR
429.06
-0.92
RUB
6.05
-0.01

Как комсомол поп-музыкой советскую власть подорвал

2309

Начало 70-х годов ознаменовалось в Алма-Ате настоя­щим всплеском поп- и рок-музыки. Коммунистические над­зорные органы не понимали, какое это было зло для советского режима.

В определенной мере можно сказать, что именно с проникновением рока, — этой поистине бунтарской музыки, — и началось падение «империи зла» (согласно определению президента США Рейгана). Но в те годы с удовольствием, я бы даже сказал, с неким комсомольским задо­ром всякие молодежные комитеты, ответственные за работу с новым по­колением, организовывали фестивали и конкурсы популярной музыки.

Музыкальная антология Алма-Аты: История «Бумеранга» — первопроходцев джаза в Казахстане

Из барабанщиков — в политики: Котов и Косубаев

Именно комсомол вызвал к жизни такие группы как, например, «Золотые Оли­вы», в которой играл покойный теперь уже Виктор Назаров по кличке Бэк, друг Бари Алибасова, в последующем известного продюсера «Интеграла» и «На-На». Совершенно хипповый был состав! Вместе с Бэком стал работать просто крутейший барабанщик Толик Котов («Мурзилка»), который затем ушел из музыки и сделал головокружительную карьеру профессиональ­ного юриста и политика. Со временем профессор Котов стал сенатором на­шей республики. Сейчас его нет с нами…  Хочу добавить, что бывший министр культуры, спорта и средств массовой информации госпо­дин Есет Косубаев тоже был прекрас­ным барабанщиком и тоже выбрал иную стезю.

В то романтическое время очень были популярны именно студенческие груп­пы: «Норды», «Оптимисты», «Искате­ли». Лидер-гитарист «Нордов» Виктор Калюжин по кличке Патрон был тогда популярен в городе не меньше Ричи Блэкмора или Джимми Пейджа. На базе ЖенПИ появился даже вокально-инструментальный ансамбль «Айгуль», в котором работали только девушки титульной национальности. Аульные девчонки стояли на сцене в костюмах с люрексом, с гитарами в ру­ках и пели на несколько голосов. Это было оригинально и свежо.

Видео ВИА «Айгуль» 

На слуху у всех была группа «Шалкыма», продолжившая традиции «центровской попсы». Ею руководил вы­дающийся композитор и музыкант Жанбота Тауякбаев («Ботя»). Позже он напишет для Розы Рымбаевой хит под названием «Атамекен-ай».

«АЛТЫН ДАН» — зерна из СХИ

Так как знаменитые «Дос-Мукасан» были выходцами из Политеха, то как бы им в противовес появилась группа, которая работа­ла в рамках студенческого коллектива на базе Сельхозинститута — «Алтын дан» («Золотое зерно»). Одно время «Алтын даном» взялся рьяно руководить композитор Владимир Львовский (за глаза его называли «Тигровским»), и эта группа даже заняла первое место во Все­союзном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» в Ташкенте в 1973 году. В разные годы у руля «Алтын дана» находились разные люди, например, Тлес Кажгалиев или Кайрат Магавин, которые прекрасно выполняли свои краткосрочные задачи. А ведь ансамбль мог достичь таких же вер­шин, как те же «Досы».

«Дос-Мукасан» — первые казахи в Новом Орлеане

Там играли такие известные в «центряке» парни как Жаныбек Ашигалиев («Мынко»), Нурлан Курмангалиев («Пэж»), Константин Соснин, Галым Мухамедов и др. Бывший гитарист группы, ныне успешный бизнесмен, Шамиль Арысов вспоминает:

«У нас начинали свою певческую карьеру Нагима Ескалиева, Айжан Таженова, Айгуль Бабаева. С нами одно время работал Фархад Мусабаев, сегодня он известный канадский музыкант, и Миша Джураев, ныне преподающий барабанное дело в Германии. В 1978 году, так же как и «Дос-Мукасан», мы сняли музыкальный фильм под названием «Алтын дан андери».

Как раз накануне 75-летия сво­ей альма-матер, бывшего СХИ, а ныне Аграрного университета, груп­па тряхнула стариной и выпустила компакт-диск, ставший раритетным.

Ансамбль «Алтын Дан»

«ГУЛЬДЕР» — цветы на эстраде

Был очень популярен молодеж­ный коллектив, практиковавший гремучую смесь варьете вперемешку с выступления­ми молодых певцов под состав, назы­ваемый эстрадным оркестром. Это уже были профессионалы — такие же, как и «Дос-Мукасан». Коллектив назывался «Гульдер» и был создан в пику гремевшему тогда на весь Советский Союз ансамблю из Узбеки­стана под названием «Бахор». Как это всегда бывает в самом начале творче­ского пути, «Гульдер» очень даже высо­ко котировался среди союзных админи­страторов и менеджеров, составлявших схемы туров для всех гастрольных кол­лективов СССР. Профессиональные му­зыканты, прекрасные молодые певцы и певицы, современный балет, составлен­ный в основном из девушек титульной национальности КазССР — все это игра­ло только на руку «Гульдеру». Оттуда вышли такие известные исполнители как Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Сембек Жумагалиев, Асан Макашев, «А-Студио», «Мюзикола» и т. д. Директором коллекти­ва долгое время был Габиден Туякаев.

Но постепенно коллектив стал пони­жаться в табели о рангах. Гульдеровский бэнд стал проходным местом, куда мож­но было устроиться любому страдаю­щему алкоголизмом музыканту, от кото­рого уже избавились другие коллективы. Ансамбль медленно хирел, а потом вообще потерялся во времени. Нужно заметить, что алкоголизм и наркомания были вообще постоянным фоном жиз­ни всего музыкантского и артистического братства. Тем не менее, это была славная страница в истории эстрады и популярной музыки нашей республики. Но сегодня «Гульдер» снова возродился. Пожелаем удачи этому коллективу.

Видео ансамбля «Гульдер»:  

Интересно, что примерно в то же вре­мя по типу «Гульдера» стали создавать национальные коллективы — корейский «Ариран» и уйгурский «Яшлык», кото­рые пользовались бешеной популярно­стью в среде своих соплеменников. К тому же следует добавить, что и другие города республики тоже славились сво­ими музыкантами. Чимкент был изве­стен крепкими джазовыми традициями, Караганда — школой гитаристов, Цели­ноград — своими рок-музыкантами, бра­тьями Ушаковыми, а Усть-Каменогорск — движениями теперь уже российского продюсера Бари Алибасова.

Видео Яшлык: