Начало 70-х годов ознаменовалось в Алма-Ате настоящим всплеском поп- и рок-музыки. Коммунистические надзорные органы не понимали, какое это было зло для советского режима.
В определенной мере можно сказать, что именно с проникновением рока, — этой поистине бунтарской музыки, — и началось падение «империи зла» (согласно определению президента США Рейгана). Но в те годы с удовольствием, я бы даже сказал, с неким комсомольским задором всякие молодежные комитеты, ответственные за работу с новым поколением, организовывали фестивали и конкурсы популярной музыки.
Музыкальная антология Алма-Аты: История «Бумеранга» — первопроходцев джаза в Казахстане
Именно комсомол вызвал к жизни такие группы как, например, «Золотые Оливы», в которой играл покойный теперь уже Виктор Назаров по кличке Бэк, друг Бари Алибасова, в последующем известного продюсера «Интеграла» и «На-На». Совершенно хипповый был состав! Вместе с Бэком стал работать просто крутейший барабанщик Толик Котов («Мурзилка»), который затем ушел из музыки и сделал головокружительную карьеру профессионального юриста и политика. Со временем профессор Котов стал сенатором нашей республики. Сейчас его нет с нами… Хочу добавить, что бывший министр культуры, спорта и средств массовой информации господин Есет Косубаев тоже был прекрасным барабанщиком и тоже выбрал иную стезю.
В то романтическое время очень были популярны именно студенческие группы: «Норды», «Оптимисты», «Искатели». Лидер-гитарист «Нордов» Виктор Калюжин по кличке Патрон был тогда популярен в городе не меньше Ричи Блэкмора или Джимми Пейджа. На базе ЖенПИ появился даже вокально-инструментальный ансамбль «Айгуль», в котором работали только девушки титульной национальности. Аульные девчонки стояли на сцене в костюмах с люрексом, с гитарами в руках и пели на несколько голосов. Это было оригинально и свежо.
Видео ВИА «Айгуль»
https://www.youtube.com/watch?v=ORgNFB3XKuM
На слуху у всех была группа «Шалкыма», продолжившая традиции «центровской попсы». Ею руководил выдающийся композитор и музыкант Жанбота Тауякбаев («Ботя»). Позже он напишет для Розы Рымбаевой хит под названием «Атамекен-ай».
Так как знаменитые «Дос-Мукасан» были выходцами из Политеха, то как бы им в противовес появилась группа, которая работала в рамках студенческого коллектива на базе Сельхозинститута — «Алтын дан» («Золотое зерно»). Одно время «Алтын даном» взялся рьяно руководить композитор Владимир Львовский (за глаза его называли «Тигровским»), и эта группа даже заняла первое место во Всесоюзном конкурсе «Алло, мы ищем таланты» в Ташкенте в 1973 году. В разные годы у руля «Алтын дана» находились разные люди, например, Тлес Кажгалиев или Кайрат Магавин, которые прекрасно выполняли свои краткосрочные задачи. А ведь ансамбль мог достичь таких же вершин, как те же «Досы».
Там играли такие известные в «центряке» парни как Жаныбек Ашигалиев («Мынко»), Нурлан Курмангалиев («Пэж»), Константин Соснин, Галым Мухамедов и др. Бывший гитарист группы, ныне успешный бизнесмен, Шамиль Арысов вспоминает:
«У нас начинали свою певческую карьеру Нагима Ескалиева, Айжан Таженова, Айгуль Бабаева. С нами одно время работал Фархад Мусабаев, сегодня он известный канадский музыкант, и Миша Джураев, ныне преподающий барабанное дело в Германии. В 1978 году, так же как и «Дос-Мукасан», мы сняли музыкальный фильм под названием «Алтын дан андери».
Как раз накануне 75-летия своей альма-матер, бывшего СХИ, а ныне Аграрного университета, группа тряхнула стариной и выпустила компакт-диск, ставший раритетным.
Был очень популярен молодежный коллектив, практиковавший гремучую смесь варьете вперемешку с выступлениями молодых певцов под состав, называемый эстрадным оркестром. Это уже были профессионалы — такие же, как и «Дос-Мукасан». Коллектив назывался «Гульдер» и был создан в пику гремевшему тогда на весь Советский Союз ансамблю из Узбекистана под названием «Бахор». Как это всегда бывает в самом начале творческого пути, «Гульдер» очень даже высоко котировался среди союзных администраторов и менеджеров, составлявших схемы туров для всех гастрольных коллективов СССР. Профессиональные музыканты, прекрасные молодые певцы и певицы, современный балет, составленный в основном из девушек титульной национальности КазССР — все это играло только на руку «Гульдеру». Оттуда вышли такие известные исполнители как Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Сембек Жумагалиев, Асан Макашев, «А-Студио», «Мюзикола» и т. д. Директором коллектива долгое время был Габиден Туякаев.
Но постепенно коллектив стал понижаться в табели о рангах. Гульдеровский бэнд стал проходным местом, куда можно было устроиться любому страдающему алкоголизмом музыканту, от которого уже избавились другие коллективы. Ансамбль медленно хирел, а потом вообще потерялся во времени. Нужно заметить, что алкоголизм и наркомания были вообще постоянным фоном жизни всего музыкантского и артистического братства. Тем не менее, это была славная страница в истории эстрады и популярной музыки нашей республики. Но сегодня «Гульдер» снова возродился. Пожелаем удачи этому коллективу.
Видео ансамбля «Гульдер»:
Интересно, что примерно в то же время по типу «Гульдера» стали создавать национальные коллективы — корейский «Ариран» и уйгурский «Яшлык», которые пользовались бешеной популярностью в среде своих соплеменников. К тому же следует добавить, что и другие города республики тоже славились своими музыкантами. Чимкент был известен крепкими джазовыми традициями, Караганда — школой гитаристов, Целиноград — своими рок-музыкантами, братьями Ушаковыми, а Усть-Каменогорск — движениями теперь уже российского продюсера Бари Алибасова.
Видео Яшлык: