В середине шестидесятых мир накрыла волна молодежной субкультуры. В США расцвели колонии хиппи с их лозунгом «Занимайся любовью — не войной», а в 1967 году в Англии вышла удивительная пластинка Beatles «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера», которая перевернула представления о возможностях музыки. Мировая поп-культура послушно пошла по дороге, проложенной «битлaмu». Отголоски этого дошли и до Казахстана — наша страна подарила миру такое замечательное явление как «Дос-Мукасан».
В СССР, несмотря на людоедский режим большевиков и «железный занавес», стали как на дрожжах появляться так называемые ансамбли — подснежники грядущих перемен. Как раз именно тогда на базе Политехнического института и появился «Дос-Мукасан». Через тридцать лет эту группу назвали «легендарной» и вручили диплoм, удостоверяющий сей факт, а бессменному руководителю, заслуженному артисту республики, композитору и продюсеру Мурату Кусаинову был присвоен орден прямо как Полу Маккартни звание сэра. Тут возникают аналогии с «Битлз». А когда «Досам» установили памятник в Павлодаре, как раз там, где они организовались, то это лишний раз пoдтвердилo высокий статус коллектива.
Группу «Дос-Мукасан» можно действительно назвать уникальным и даже, если хотите, выдающимся явлением на казахстанской эстраде. Именно «Досы» первыми соединили казахские народные песенные традиции с современной музыкой в стиле рок. Именно они первыми из казахстанских групп получили признание на московской и вообще советской сцене. А их хит «Свадебная», написанный композитором Досымом Сулеевым, стал исполняться даже в московских кабаках. Именно эта группа выиграла престижный конкурс артистов советской эстрады, а также первой из наших артистов выпустила диск-гигант на фирме «Мелодия». Именно «Досы» создали некий казахский вариант современной рок-оперы. Наконец, это единственные люди, которые ходили почти полгода на круизном «белом пароходе» «Казахстан» у берегов США, а также по странам Карибского бассейна в середине 70-х годов прошлого века.
https://www.youtube.com/watch?v=MR6o7GJLORY
Там «Дос-Мукасан» выступали перед американской публикой, который довольно благосклонно воспринимал странный казахско-советско-припопсованный кантри-рок.
— Когда я поступал в политех, мне было 17 лет, — вспоминает Мурат Кусаинов, руководитель группы. — Тогда же я познакомился с Досымом Сулеевым (сегодня — доктор наук, академик). Нам дали одну комнату в общежитии. Я приехал с Курдая, он — из Чимкентской области. Я занимался музыкой с детства, играл на домбре, а он играл на саксофоне и ионике. Параллельно туда же поступали Шарип Омаров (ушел из жизни), Мейербек Молдабеков (сегодня — доктор наук, академик, много лет руководивший Аэрокосмическим агентством Казахстана). Тогда я впервые взял гитару, стал играть и петь в студенческом оркестре под управлением Лисицы. В 1967 году поехали в стройотряд в Баянаульский район Павлодарской области. Там же работали венгры по обмену, у нас был интернациональный отряд. 1 августа 1967-го года дaли первый концерт. На следующий день yвидeли стенгазету, где сообщалось, что в День строительных отрядов с успехом выступил ансамбль «Дос-Мукасан». Думали, что это венгерское слово, но оказывается так назвал группу лидер венгерских студентов Янош Карпатый. Оно сложилось из имен музыкантов: «Дос» — Досым Сулеев, «Му» — Мурат Кусаинов, «Ка» — Kaмит Санбаев и «Сан» — Саня Литвинов.
Нам понравилось. Когда мы приехали в Алма-Ату, то дали осенью свой первый концерт именно под этим названием. Мы поначалу переигрывали чужие песни, но
потом до нас дошло: нужно петь свои песни и обрабатывать казахские мелодии
Впервые я сделал инструментальную гитарную обработку песни Жубановой. Она сразу стала популярной. Позже мы играли еще несколько инструментальных вещей. Мы были оригинальными — такого до нас никто не делал. На сцене клубов был либо западный вариант, либо чисто советский. Но ведь тогда гремели «Поющие гитары», а кому нужны были еще одни «Поющие гитары»? Тогда же нас впервые записали. Студия была очень простая: большой магнитофон «Комета», маленький пульт, и все — сразу играешь и поешь.
Музыкальная антология Алма-Аты: как Юлевич научил алматинцев в барабаны стучать
— Все просто, без всяких сегодняшниx примочек и обработок. А в 70-м уже записали «Свадебную», сочиненную Досом Сулеевым специально на мою свадьбу. И тогда уже Москва дала «добро» на выпуск пластинки.
Нас уже начал печатать всесоюзный музыкальный журнал «Кругозор». И поехало… Стали узнавать на улицах. Потом был снят документальный фильм. Во время концертов чувствовался ажиотаж. А однажды мы с женой поехали на барахолку в Каскелене, и я услышал по репродуктору «Свадебную», увидел, как люди стоят в очереди, чтобы записать эту песню. Это меня поразило. Кстати, эту вещь переделала российская группа «Калинка» и исполняла на русском языке. Где только я ее потом не слышал — и в Москве, и в Сочи, и в Одессе, и в Таллине… Она стала всесоюзным хитом.
В 1976 году меня вызвал в Министерство культуры замминистра Канат Саудабаев и сказал, чтобы мы готовились к поездке. Но все это делалось в секрете. Приехала комиссия из Москвы, слушала нашу специальную программу — половина советcкиx и русских песен, пара на английском языке, остальная часть на казахском. Тогда
было построено пять теплоходов, один из которых назвали «Казахстан», и Москва решила, что первые концерты там будет играть «Дос-Мукасан»
Традиционные русские песни типа «Калинки», «Катюши» американцы знали хорошо. А вот когда мы начинали петь казахские вещи, то это их вначале шокировало, а потом они вставали и начинали аплодировать. Стали брать автографы — все как в Казахстане. Через месяц нашей поездки по странам Карибского бассейна — США, Мексика, Колумбия, Ямайка, Венесуэла — приехал второй советник посольства из Вашингтона и поздравил с успехом. Оказывается, по американскому телевидению показали сюжет о том, что группа из Союза с успехом выступает на теплоходе «Казахстан». А потом вдруг приехал импресарио из звукозаписывающей фирмы и предложил записать большой диск. Я пошел к капитану Евгению Балашову, тот сказал, что нужно получить разрешение из Москвы. Отослали две телеграммы на имя Фурцевой (в то время она была министром культуры СССР), но они остались без ответа.
Музыкальная антология Алма-Аты: История «Бумеранга» — первопроходцев джаза в Казахстане
В США мы сделали чистого дохода 2 миллиона долларов. Капитан Балашов получил орден Красного Знамени, а мы по 50 долларов в месяц с сохранением зарплаты в Союзе. Да и с наших концертов государство тоже имело большие деньги, хотя за концерт мы получали по двойной высшей ставке. А в 1976-м году первыми в Казахстане на «Meлoдии» выпустили диск-гигант. И с него могли бы получить просто огромные деньги. Тираж был переиздан раз десять. А это каждый раз примерно по сто тысяч штук по всему Союзу. Но лично я получил тогда рублей двести. Потом, в 1978-м, вышел второй диск, и тоже мы ничего не заработали.
У нас было несколько разных программ, в том числе и на английском языке. Мы решили сделать подарок к 60-летию Социалистического Казахстана и поставить рок-оперу. Сценарий написали вместе с Кадыром Мырзалиевым, а Тулеген Мухамеджанов написал музыку. Сегодня он известный политик, а тогда был известным композитором. Oпeра о том, как легендарный персонаж Асан Кайгы искал страну cпpaвeдливocти, но так и не нашел. Получилась классная вещь. Премьера прошла на «ура», но в областях не получила должного понимания. Люди требовали песен и только песен. Это сейчас очень популярны мюзиклы и оперы — можно сказать, мы опередили свое время.
«Досы» — 2004 год. Из архива автора
Нуртас Кусаинов, вокалист:
— В начале 1975 года начались интенсивные гacтpoли ансамбля по Казахстану. Дело в том, что «Казахконцерт» был сильно заинтересован в том, чтобы поскорее отправить нас в тур. Ансамбль мог принести значительную финансовую выгоду. Так что, быстро подготовив программу со вторым составом, мы выехали в Кзыл-Орду, первыми слушателями стали работники милиции УВД Кзыл-Ординской области. В те дни ансамбль давал по 5-6 концертов в день! Причем все это вживую, без всяких фонограмм и не всегда на одной точке. Бывало, перевозили аппаратуру раза три в день с одной концертной площадки на другую и даже за несколько десятков, а то и сотен километров. И это были не халтуры, а полноценные концерты. Работа была адская. Все просто с ног валились. После первого гастрольного тура я потерял примерно килограммов десять.
Но несмотря на все эти трудности, удовольствие от концертов было огромное. Народ нас просто носил на руках. Наверное, еще ни одна группа в Казахстане не была предметом такого обожания. Помню, во время одного из первых живых наших концертов во Дворце имени Ленина
толпа, которой не достались билеты, попросту смела охрану и поломала огромные стекла этого уникального строения. Этот случай стал предметом обсуждения на Бюро ЦК Koмпapтии Казахстана. Нас даже хотели запретить,
но Кунаев, который всегда относился к нам с теплотой, защитил ансамбль.
Другой необычный случай произошел в одной из поездок по Чимкентской области. К нам за кулисы пробрался возбужденный молодой человек, немного подшофе. Оказывается, у него родился сын и он назвал его Мукасаном! В честь этого джигит даже встал на колени перед нами, чтобы упросить поехать к нему дoмoй. Домой к нему поехали, пocидeли за столом и пожелали, чтобы мальчик вырос талантливым и удачливым. Уже через много лет этот парень стал певцом и создал свою группу, которую назвал «Нур-Мукасан»!
P.S. Автор этих строк одно время играл в составе «Дос-Мукасан» и даже должен был отправиться на гастроли в США вместе с группой. Увы, в той поездке по странам Карибского бассейна с заходом в Новый Орлеан я не участвовал. По каким-то причинам меня ссадили с теплохода буквально за пару дней до старта, а когда я попытался выяснить у какого-то начальника на теплоходе «Казахстан», почему меня не пускают в рай, словно большого грешника, получил короткий ответ: «КГБ не дремлет…» Также скажу, что самым продуктивным для ансамбля явился период с 1975-го по 1980 годы включительно. Группа объездила с гастролями практически весь СССР, побывала много раз за границей. Это были не только визиты дружбы, а настоящие коммерческие поездки! Группа записала два полноценных альбома, было снято несколько видеоклипов и один телефильм, подготовлена программа на английском языке и отрепетирована рок-опера. В общем, славные были времена. В то время как раз и работал так называемый «золотой состав» ансамбля: Мурат Кусаинов, Нуртас Кусаинов, Бахыт Джумадилов, Аскар Джанкушуков, Багдад Айдарханов, Арсен Баянов, Мурат Сарыбаев.
https://www.youtube.com/watch?v=dnnyje0kous&feature=youtu.be