В биографии этой группы есть все для того, чтобы снять разудалый скандальный фильм: попойки с мировыми звездами джаза, шикарные выступления на мировых сценах, отчисление из музшколы за профнепригодность и несколько часов музыки, за которую «подозрительные азиаты» не получили ни копейки от бдительного советского режима.
«Бумеранг» — джазовый коллектив, творчество которого стало в прямом смысле определяющим для всего джаза Алма-Аты и Казахстана. Парни играли в разных стилях: классический джаз, фри-джаз, джаз-рок. Мало того,
это, наверное, единственный коллектив в нашей стране, который изобрел свой собственный стиль — ориентальный джаз,
и который был принят в высшую лигу джаза Советского Союза.
«Бумеранг» в 1975 году организовали братья Ибрагимовы — Тахир и Фархад. Вначале это было трио:
Музыканты, в разные годы работавшие в «Бумеранге»: Владимир Назаров, Байгали Серкебаев, Михаил Ермолов (США), Гоги Метакса (Греция), Фархад Мусабаев (Канада), Леонид Чижик (Германия), Сергей Алмазов (США), Василий Рабэ (Германия), Валерий Антипов, Валерий Баннов, Владимир Мусаилов, Виталий Николаев, Валерий Парфенов (Россия), Батырхан Шукенов, Пернибек Хасенов, Яков Хан и др.
https://www.youtube.com/watch?v=7qEDHOIpO3M&feature=youtu.be
Практически сразу их стали приглашать на фестивали, где выступления «Бумеранга» всегда проходили с неизменным успехом: Москва, Новосибирск, Архангельск, Абакан, Фергана…
О них писали все музыкальные издания СССР. «Бумеранг» участвовал практически на всех престижных джазовых фестивалях, которые проводились на одной шестой части суши.
Лидер ансамбля Тахир Ибрагимов неоднократно признавался лучшим барабанщиком Союза
При этом его когда-то выгнали из Байсеитовской музыкальной школы «за профнепригодность». Там он успел закончить три класса игры на кларнете, но забросив его, стал самозабвенно стучать на барабанах. А через много лет на джазовом фестивале в Фергане в 1977 году Тахир получил награду «Лучший барабанщик». И пошло поехало… Его брат Фархад Ибрагимов в 1979 году был признан одним из лучших бас-гитаристов страны Советов по опросу рижской музыкальной газеты. Самым первым тогда назвали Тамаза Курашвили.
Алма-Ата битломанская. Часть третья: история появления памятника «Битлам» на Кок-Тобе
«Бумеранг» — единственный коллектив из Казахстана, который выпустил три полноценных диска на фирме «Мелодия»:
— При этом ни единой копейки мы не получили, — рассказывал Фархад. — Это был по-настоящему беспрецедентный случай, так как к джазу было всегда подозрительное отношение. А тут азиаты выпускают сразу три пластинки!
Тахир Ибрагимов (Таха — так иногда звали его друзья и знакомые) был не только виртуозным барабанщиком. Он был еще и прекрасным учителем. Практически все известные драммеры того времени в Алма-Ате были либо выпускниками его школы, либо пытались копировать его манеру. Тахир вообще был одним из самых влиятельных и уважаемых джазовых музыкантов на территории СНГ. Где бы я ни был на гастролях, всегда мог подойти к музыкантам и передать привет от Тахира. И все реагировали адекватно. Однажды на сборном концерте в Минске после привета от Тахира добродушный Демешко — барабанщик «Песняров» — дал мне отыграть на своих фирменных барабанах пару вещей, чтобы я не мучился со своим хламом. А ведь музыканты всегда ревностно относятся к своим инструментам.
Со временем на базе «Бумеранга» была создана группа «Арай». Но через некоторое время из-за разногласий с руководством парни вновь пошли своим путем. Тогда в состав ансамбля влились музыканты из Москвы — пианист Л. Чижик и саксофонист А. Пищиков.
— Самым впечатляющим, — вспоминает Фархад, — был концерт в Москве в Театре эстрады на исходе восьмидесятых, когда «Бумеранг» открыл концерт, а потом на сцену вышли гранды мирового джаза — квинтет Баста Вильямса, квартет Бенни Голсона, квинтет Фредди Хаббарда и ансамбль Sun Ra. В 1993 году, когда «Бумеранг» играл в германском городе Касселе на джазовом фестивале, к ним присоединился знаменитый немецкий гитарист Ханс Тамен. Таким образом, ансамбль приобрел международный статус.
Казалось бы, дорога к мировому признанию открыта, но времена оказались трудные — тогда не только джаз, вся настоящая музыка оказалась в загоне перестройки. Тахир и Фархад продолжали еще по инерции заниматься музыкой — например, был совместный этно-проект с группой «Роксонаки», но уже что-то сломалось в отлаженном механизме «Бумеранга». И Фархад уезжает в Норвегию.
— Я вообще лет семь не брал в руки бас-гитару, а Тахир без музыки не мог, — вспоминает Фархад. — К тому же когда его друг, саксофонист Виталий Ким ушел из жизни, то он как-то сник.
Действительно, в последние годы жизни Тахир практически не играл, начались проблемы со здоровьем. Стали уходить из жизни друзья, все это его подкосило. В 2006 году Тахира не стало.
— И все же у нас осталось 17 часов музыки, которую никто не слышал. Этого хватит на несколько альбомов, — говорит Фархад. — Тахира с нами нет, но музыка его жива!
Если бы ваш покорный слуга начал писать мемуары под условным названием «Барабаны судьбы» про встречи ( иногда мимолетные) с большими музыкантами, мастерами игры на барабанах, то Тахир Ибрагимов занял бы там особое место. Следом за ним оказался бы Ришат Шафиев из туркменского ансамбля «Гунеш» (по-туркменски «солнышко») — именно Таха познакомил меня с ним. В этом списке все нехилые драммеры: Билли Кобхэм, которого считают основателем стиля фьюжн, Ян Пейс из Deep Purple, Ли Керслейк из Uriah Heep (эти группы и создали хард-рок), Грегг Биссонетт (ex-Стинг, Сатриани, Дефф Бек и др.), Дамиен Шмитт ( экс.Jean-Luc Ponty, Alain Caron), Александр Демешко из «Песняров» и некоторые другие). Именно Ришат своей игрой заставил мою душу вначале уйти в пятки, а потом воспарить к небесам, где посередине гигантской установкой на белоснежном облаке восседал сам бог барабанов, которого я увидел на мгновенье! Примерно такие чувства меня охватили, когда я услышал и увидел мощное и незабываемое выступление «Гунеша» у нас в Алма-Ате на сцене бывшего Дворца имени Ленина ( ныне Дворец Республики) в середине 70-х годов прошлого века. И даже среди этого яростного саунда, грува и драйва Ришат стоял особняком, поражая своей необычной игрой.
Чуваки играли в новейшем тогда для СССР стиле джаз-рок (пример — BILLY COBHAM, Blood, Sweat & Tears), который мы тогда слышали только на волнах западных радиостанций типа «Голос Америки», а также на магнитофонных записях или пластинках, очень редких и дорогих. Ришат поражал и своими инструментами — у него была барабанная установка LUDWIG — какой-то монстр с множеством подвесных барабанов, тарелок и прочих приспособлений. А когда после выступления местные музыканты высыпали на сцену, стали обследовать аппаратуру музыкантов и установку Ришата, то через какое-то время раздался его возмущенный возглас: « Что за лажа, чуваки! Уже слямзили (он произнес другое, непечатное слово) педаль!» Мне стало стыдно за наших, я готов был провалиться сквозь сцену прямо в подземелье к машинистам и техникам Дворца Ленина! Это же крысятничество, хуже нет проступка по отношению к гостям… Но потом
выяснилось, что педаль от большого барабана не своровали, а просто утащили за кулисы, чтобы сделать фото, а потом по снимкам сделать аналогичную копию!
В СССР такой подход был очень распространен. На этом делали бизнес — самопальные инструменты, джинсы, дубленки, обувь и т. д. А после конкурса все отправились к Тахиру Ибрагимову на «сейшн» (совместное музыкальное выступление, действо, когда музыканты собираются и играют без особых приготовлений и какого-то соглашения. Обычно происходит при встрече на гастролях нескольких музыкальных коллективов либо на каких-то фестивалях, в гостях и т. д.), плов и водку…