Во время своего официального визита в Центральную Азию президент России Владимир Путин пропустил Узбекистан. Вновь избранный президент Шавкат Мирзиеев ответил Москве, начав свое официальное турне со стран Центральной Азии. Такой жест нового хозяина Аксарая может означать продолжение политики Ислама Каримова по отчуждению от России, предполагают казахстанские эксперты.
Если во внутренней политике в Узбекистане идут показательные реформы, то во взаимодействии с внешним миром Узбекистан ждут большие перемены, уверен политолог Досым Сатпаев. Мирзиёев, в частности, сблизится со странами Центральной Азии. Межстрановые проблемы и негласная конкуренция с Казахстаном уйдут вместе с эпохой бывшего президента Узбекистана Ислама Каримова. При этом вполне логично возрождение казахстанской идеи о создании центральноазиатского регионального альянса, говорит эксперт.
– С приходом Шавката Мирзиеева к власти возникло очень много интересных дискуссий по поводу того, какой будет внешняя политика Узбекистана, — говорит политолог Досым Сатпаев. – Надо отметить, что еще при Исламе Каримове была принята концепция внешней политики Узбекистана, где одним из приоритетов называлось сотрудничество со странами Центральной Азии. Но тогда этот пункт не был реализован. Отношения с соседними странами были сложными, с Кыргызстаном и Таджикистаном остро стоял вопрос водных ресурсов. Желание этих стран начать строительство гидроэлектростанции вызывало раздражение в Ташкенте. Кроме этого были определённые пограничные проблемы.
То, что Шавкат Мирзиеев принял решение осуществить свои первые официальные визиты в качестве президента именно в страны Центральной Азии, на самом деле является довольно интересным моментом. До визита в Казахстан Шавкат Мирзиеев посетил Туркменистан. Я думаю, это показатель того, что новое руководство хочет внести изменения в свою центральноазиатскую политику. Казахстан в свое время несколько раз предлагал создать в рамках Центральной Азии региональный альянс, интеграционный проект.
Региональный союз будет в первую очередь решать экономические проблемы. По словам Досыма Сатпаева, реализация проекта в нынешних условиях вполне реальна.
— Давайте исходить из того, что такие проекты уже были, то есть не на пустом месте мы будет это создавать. Были конкретные предложения, которые не реализовались из-за жёсткой политики Ислама Каримова. Мы могли реализовать сотрудничество в приграничной торговле, энергетическом секторе, решить такие проблемы как приграничные препятствия, искусственные препоны для перевозки товаров из одной страны в другую. Нужно это все решать на уровне конкретных задач, с учетом интересов жителей стран Центральной Азии и бизнеса. Если мы будем говорить об этом только на уровне политиков, то все так и останется красивым политическим проектом.
При этом политолог отмечает, что первым и ярым противником такого союза будет Россия. Особенно остро вопрос создания центральноазиатского союза будет ощущаться на фоне неоднозначных политических жестов последних месяцев. Но Узбекистану, Казахстану и остальным странам Центральной Азии не надо ждать доброй воли Кремля, говорит Сатпаев.
– Крупные геополитические игроки, например Россия и Китай, вряд ли поддержат идею создания в Центральной Азии регионального альянса
Им легче взаимодействовать с каждым государством по отдельности, делая это по классической схеме «разделяй и властвуй». Ведь с альянсом намного сложнее сотрудничать, потому что это уже более серьёзный игрок. Внутренние противоречия в регионе можно использовать в каких-то играх при определенных геополитических ситуациях.
Сам визит Мирзиеева в Туркменистан и Казахстан, а не в Россию, говорит о том, что узбекское руководство все-таки настороженно относится к активности России
на постсоветском пространстве, видя в этом даже какую-то угрозу. В свое время Ислам Каримов заявлял, что он не потерпит попыток восстановления на территории бывшего Советского Союза нового аналогичного объединения. Поэтому, я думаю, что нам нет смыла ждать сто стороны Москвы, Пекина, либо Вашингтона какие-то сигналы. Мы суверенные государства, а не сателлиты.
Предстоящий визит Мирзиеева в Казахстан важен для всего региона. По словам Досыма Сатпаева, 21-22 марта в Астане будет обсуждаться безопасность и экономическая стабильность центральноазиатских стран.
– Экономика и безопасность – эти две основные темы, которые скорее всего будут подниматься в переговорных процессах между руководством Казахстана и Узбекистана. До этого официального визита было проведено уже несколько встреч разных бизнес-групп, в том числе и на уровне правительственной делегации. Было принято решение о создании экономических зон. Есть еще и вторая тема — вопрос безопасности. Встреча представителей Узбекистана и Казахстана именно по вопросам борьбы с терроризмом уже проводилась.
Резюмируя, Сатпаев делает акцент на том, что сейчас отношения Москвы и Ташкента являются партнерскими и средствам массовой информации не стоит драматизировать ситуацию с официальными визитами.
— Никто не говорит о том, что Узбекистан занял какую-то антироссийскую позицию,
— говорит политолог. – Единственное, можно спорить о том, когда состоится визит Мирзиеева в Москву. Нельзя исключать, что перед этим у президента Узбекистана будут визиты в Пекин и, возможно, США. Все хотят познакомиться с новым узбекским руководителем, тем более, что он пытается проводить какие-то реформы в сферах экономики и внешней политики. Слишком драматизировать эту ситуацию с визитом не стоит. Я не думаю, что Россия воспримет это как некий акт враждебности или недружелюбия. Через какой-то период времени возможен и визит Путина в Узбекистан. Отношения между Узбекистаном и Россией, по крайней мере на текущий момент, являются партнерскими.