По некоторым намекам администрации Трампа можно предположить, что США готовы к примирению с Россией. Только для этого Москве придется пожертвовать отношениями с Ираном.
Но хочет ли такого шага сама Москва? Даже беглого взгляда достаточно, чтобы понять — Иран слишком важен для России. Последние 25 лет Иран и Россия выстраивали взаимные военно-технические, политические и экономические отношения, которые выдержали международный прессинг и изоляцию – сначала Ирана, потом самой России.
В 2005-м на мюнхенской конференции по безопасности Путин произнес свою знаменитую фразу про распад СССР как крупнейшую геополитическую катастрофу 20 века. После этого Россия начала активное восстановление былого регионального и глобального влияния, создав или активизировав свое участие во множестве объединений: ОДКБ, ШОС, ТС, ЕвразЭС. К этой же активизации следует отнести российские кампании в Абхазии, Южной Осетии, Крыму и т. д. В результате появились и отработались новые формы влияния — политическая и экономическая экспансии при достаточно ограниченном, в сравнении с периодом 1917-1991 гг., военном присутствии и вовлечении своих ВС в дела опекаемых регионов.
Иран играет важную роль для современной России. Это один из самых привлекательных центров силы и влияния для российских евразийцев – идейных активистов новой российской культурно-цивилизационной идентичности, пользующихся поддержкой и ресурсами Кремля. Их лидером является политолог, эзотерик и автор многочисленных монографий и эссе Александр Дугин, призывавший к стратегическому союзу России и Ирана еще в 1997 г. в своем знаменитом опусе «Основы геополитики». По Дугину, стратегическое положение Ирана на Ближнем Востоке, исторические отношения двух стран и схожесть взглядов на мироустройство и принципы человеческой морали делают его самым желанным и верным партнером России в деле установления ее глобального влияния. И у Ирана, по евразийцам, не геополитический, а как у России — вечный экзистенциально-цивилизационный конфликт с Западом.
Трамп может разрушить вклад Казахстана в урегулирование иранского вопроса
Свидетельством особого отношения России к Ирану является то, что Россия, невзирая на сопротивление Китая, пытается поднять статус Ирана в Шанхайской организации по сотрудничеству с простого наблюдателя до полноценного члена. Также наверняка не без молчаливого согласия России так успешно развивается иранский бизнес в Центральной Азии.
При этом растет и экономическое значение Ирана для России. Хорошо известны последствия мирового финансового кризиса, падения цен на нефть и санкций Запада для России. При этом новый федеральный округ России
Крым требует как минимум 7,5 млрд долларов ежегодного финансирования
По данным «Росбизнесконсалтинг», ежемесячно Россия выделяет до 150 млн долларов на войну в Сирии.
Что касается Ирана, то в результате венской сделки ему вернули арестованные 100 млрд долларов США с процентами, набежавшими на эту сумму за все годы международной изоляции. Этих денег конечно не хватит, чтобы поддержать возврат былого величия России, но их вполне достаточно, чтобы обеспечить работой стратегические компании России – оборонные и научные. Те самые компании, в отношении которых Запад вводил особые адресные санкции. Только
за последние несколько месяцев Ираном и Россией заключено контрактов на поставки российских вооружений на сумму как минимум в 10 млрд долларов
В сентябре 2016 г. в Иране с помощью России начато строительство новой атомной электростанции стоимостью 10 млрд долларов. Та же Россия намерена помочь Ирану производить низкообогащенное топливо для АЭС.
Судя по такому размаху сотрудничества, вряд ли Россия откажется от партнерства с Ираном в обмен на перезагрузку отношений с Трампом. России нужно присутствие Ирана как центра силы в регионе Ближнего Востока. Иран и Россия играют ключевые роли в сирийской войне. Следовательно, независимо от конечного результата процесса урегулирования Сирии, этот результат будет достигнут под мощным влиянием Ирана. Следовательно, конечный результат войны в Сирии будет в пользу Ирана – не во всей полноте, но частично, как минимум. Если Россия сочтет необходимым содержать и даже расширять свои военные контингенты в Сирии в будущем, ей надо будет сегодня делать многое, чтобы сохранить дружеские отношения и уверенность в Иране. Альянс России и Ирана уже многое испытал и явно готов к новым вызовам. Маловероятно, что кто-либо из этих стран готов пожертвовать такими отношениями ради сиюминутной выгоды.