Трамп и до, и после своей победы в президентских выборах нацелился на Иран, в том числе на венскую сделку по иранскому атому, которую назвали историческим достижением администрации Барака Обамы. Напомним, что в рамках этой сделки Иран отказался от своих разработок в области создания ядерного оружия, так долго терроризировавших Запад.
Теперь низкообогащенный уран из Ирана будет храниться в специальном хранилище для ядерных реакторов в Казахстане под эгидой МАГАТЭ.
Запад и США верят, что на территории Ирана низкообогащенного урана, как ресурса для производства ядерного оружия, нет. Для Казахстана, отказавшегося от ядерных ракет, непосредственное участие в разрешении очень непростой международной ситуации было историческим достижением. Однако еще в процессе своей предвыборной кампании Трамп высказался по этой ситуации жестко – «я разберу эту ужасную сделку» и «верну иранцев обратно за стол переговоров, чтобы заключить сделку получше».
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), подписанный Ираном, США, а также КНР, Германией, Россией и Великобританией обеспечил следующее – Иран вышел из международной изоляции, получил обратно замороженные на счетах в иностранных банках валютные средства в размере до 100 млрд долларов США. Больше того, Иран даже вполне открыто влияет на ситуацию в Сирии. Но теперь он не может вести разработки ядерного оружия без того, чтобы не быть автоматически пойманным за руку. Заключение такой иранской сделки не препятствовал и даже приветствовал силовой блок Израиля. Сегодня там большинство офицеров-силовиков и дипломатов убеждены, что иранская сделка есть свершившийся факт и надо всего лишь продолжать ее неукоснительную реализацию.
Сам Иран на данное время не предпринимает никаких мер для сближения с США и не делает ничего, что могло бы нарушить сделку. Другими словами, в глазах Запада сделка пока не реализовала самых оптимистичных его ожиданий, но и не подтвердила самых худших его опасений. Можно представить, что атомная индустрия как одна из самых технологически сложных сопряжена с массой «подножных» осложнений. Например, зафиксировано два случая, когда Иран незначительно, но все же превысил установленную подписантами СВПД предельно допустимую норму (130 метрических тонн) выработки тяжелой воды. При этом инспекторы МАГАТЭ практически сразу выявили эти эпизоды, и Иран выполнил требуемые коррективные мероприятия. В течение только первого года после заключения сделки инспекторы ООН подтвердили, что было шесть эпизодов, когда Иран практически доказал свою приверженность сделке.
Есть еще некоторые осложнения, сопряженные с Венской сделкой. У Ирана все еще не налажены нормальные рабочие связи с международным банковским сообществом. Страна отгорожена от глобальной экономики и все еще нет ни одного лондонского банка, согласившегося открыть счет иранского посольства в Великобритании.
Ядерная политика Трампа может привести к конфликту с Казахстаном и Россией
Трамп может принять решение расторгнуть соглашение и тогда, учитывая примерное выполнение Ираном своих обязательств, часть мирового сообщества может воспротивиться президенту США. Возникнет очередной раскол в благородном семействе Запада, которое сегодня и так переживает не самый светлый период истории.
Трамп может сохранить сделку и начать рьяно следить за исполнением всех обязательств по ней. При этом США будут одновременно сдерживать иранские претензии на лидерство в регионе, которые, если верить СМИ, выражаются в поставках оружия хуситам в Йемене и отправке спецназа в Ирак. Кстати, международные СМИ уже несколько раз отмечали «провисание» самой Америки в выполнении обязательств по Венской сделке. Америка необоснованно долго выдавала подтверждение на снятие санкций с Ирана и сегодня поступает также в выдаче лицензий компаниям США, желающим с ним работать.
А еще Трамп может начать новые переговоры по заключенной сделке, для чего скорее всего и развязал новую волну критики Ирана и Венской сделки. Теоретически, новые санкции, не связанные с ядерным вопросом, или же наличие внушительной военной силы — те два фактора, которые могли бы вернуть Иран к обсуждению вопроса. Исходов может быть несколько: например, Иран может разыграть карту жертвы и разбить санкционный клуб на США и тех, кто будет успокаивать Трампа во благо Ирана. Или Иран возобновит разработки ядерного оружия, тогда по нему ударят или США, или Израиль.
Из Казахстана ситуация представляется неутешительной – без разрешения глубинных противоречий между Ираном и Западом реализация Венской сделки может зависнуть. А без полной реализации именно этой сделки указанных антагонизмов не решить.
Трамп мог бы вступить в центр этого замкнутого круга и попытаться перезаключить сделку. Подсказки о том, что считать поводом для перезаключения сделки, дает один небольшой материал на сайте CrisisGroup.org. Автор — весьма уважаемый политолог с широкими связями на Ближнем и Среднем Востоке, Али Файез. Он пишет, что в ноябре 2016 г. Аятолла Хаменеи подверг публичной критике своих специальных посланников на переговорах по иранской ядерной программе: они просмотрели некоторые важные детали. В ответ господину Файезу источник в правительстве Ирана сообщил, что Аятолла имел в виду именно те части соглашения, в которых можно было бы предусмотреть возможность нового переговорного процесса по данной теме.
Но даже если бы Иран согласился на новые переговоры, то требовать он станет больше, особенно учитывая, как неторопливо действуют США в снятии санкций. Обновленная сделка, при условии, что она будет равноправной для всех сторон, действительно сможет выровнять какие-то упущения старой. Плюс есть надежда, что в глазах Ирана республиканский парламент и президент США выглядят более доверительными, нежели демократ Обама с его воинственной толерантностью к ЛГБТ. Ясно одно, что экономическое давление и военные угрозы ситуацию только усугубят.
Внося дополнения в сделку, США могут или усилить некоторые условия, имеющие прямое отношение к ядерному вопросу, или ввести новые, которые к этому вопросу отношения не имеют. Все это в обмен на сворачивание эмбарго США, которое действует с 80-х гг. и запрещает гражданам США любые транзакции с Ираном. В целом СВПД на старое эмбарго не повлиял никак.
Тегеран и Вашингтон могут договориться продлить время ограничений на урано-обогатительные мощности Ирана (до 2024 г.) или ограничений на способность Ирана перерабатывать плутоний (до 2030 г.). Все это в обмен на снятие ограничений на инвестиции третьих сторон в энергетику и инфраструктуру Ирана и запретов иметь доступ к американской торгово-финансовой системе.
Также обе страны могут попытаться превратить некоторые ограничительные меры, предусмотренные Венской сделкой, в общую практику. Например, сделать обязательным для всего мира запрет на обогащение урана свыше планки в 3,5% (сейчас установлена только для Ирана).
Пока на поверхности одно — Венская сделка стала для ирано-американских отношений потолком, а не фундаментом. Иран продолжает дразнить Запад испытаниями баллистического ракетного вооружения, а некоторые американские военные моряки и их корабль в Персидском заливе даже успели попасть к иранцам в плен. Сюда можно добавить арест Ираном граждан с двойным ирано-американским гражданством.
Конечно же, рано делать какие-то выводы, но даже с учетом негативной реакции весомой массы наших соотечественников на существование ульбинского хранилища, будет жаль, если достижения Казахстана в урегулировании этой очень взрывоопасной ситуации уйдут в песок.