«Хезболла» кажется слегка затерявшейся среди сегодняшнего разнообразия террористических организаций. Однако это всего лишь иллюзия — завтра эта организация может отнять все лавры славы у модного ДАИШ-ИГИЛ.
В Сирии против Асада сегодня воюет до 15 формирований. Многие из них были представлены на переговорах в Астане, но это не гарантирует их политического будущего. Очевидно, к моменту окончательного урегулирования в Сирии, многие из них будут уничтожены, другие сольются с коллегами, кто-то просто распустится. Но есть среди них организация, которая вошла в эту войну сильной, вышла еще более закаленной и теперь, вероятно, будет играть все более важную роль.
С начала войны в Сирии в 2011 г. убито около 400 тысяч человек, примерно 5 млн сирийцев вынужденно поменяли места постоянного проживания. Крупные города вроде Алеппо разрушены и даже в режиме прекращения огня представляют постоянную угрозу здоровью и жизни. В таких условиях даже вооруженные люди, как правило, чувствуют себя плохо. Но есть и такие, кому сирийской война стала матерью родной.
Россия в Сирии: война карикатур
В таком качестве авторитетные американские издания пишут о «Хезболле» — военно-политической организации Ливана. Информации о ней предостаточно. Отношения «Хезболлы» с СССР, например, были очень непростыми. Наиболее драматичный эпизод — захват в заложники и расстрел советских дипломатов в Ливане в середине 80-х годов. СССР на это ответил уничтожением нескольких влиятельных лидеров организации.
«Хезболла» хранит верность идеалам иранской Исламской революции и фактически создана Ираном в рамках его политики экспорта исламских революций
У организации имеется богатый опыт ведения диверсионных и общевойсковых операций, мощный идеологический ресурс, финансовая подпитка и даже места в ливанском парламенте. Американские разведчики характеризуют организацию однозначно: серьезная региональная гибридная угроза, сила, способная применять традиционные и нетрадиционные способы войны. При этом «Хезболла» привыкла бросать вызов весьма опасным врагам, включая израильские и американские спецслужбы. Внутри самого Ливана у организации есть общенациональная сеть социальной поддержки, развития и взаимовыручки. Этой сети, по утверждениям тех же американских экспертов, могли бы позавидовать правительства некоторых небольших стран.
Чем Турция оплатит смерть посла и войну в Сирии?
Лидер организации – Хассан Насралла, имеет крепкие связи в Иране и Сирии, которые с 1976 по 2005 гг. оккупировали некоторые части Ливана. Долгое время Сирия была одним из убежищ для лидеров «Хезболлы» и каналом переправки ей оружия и других ресурсов.
За шесть лет роль организации в сирийской войне менялась – сперва это были военные советники, дававшие тактические рекомендации проасадовским вооруженным формированиям. По мере осложнения конфликта они стали обучать новобранцев и водить их в бой. Постепенно на сторону Асада пришли целые спецподразделения «Хезболлы», принявшие прямое и активное участие в боях за город Кусайыр в провинции Хомс в апреле 2013 г. В конце декабря 2016 года «Хезболла» помогла войскам Асада снова захватить Алеппо.
Как любая военно-политическая организация, «Хезболла» не уклоняется от участия в военных действиях. Организация накопила достаточно ценный опыт войны в городских условиях в плотно застроенных жилых массивах Ливана. Там «Хезболла» воевала с регулярной армией и спецслужбами Израиля. Весь этот опыт она обрушила на врагов Башара Асада.
Возможно, что
распространение салафизма и джихадизма в Ливане и в целом в регионе послужило одной из причин включения «Хезболлы» в сирийскую войну
Частично это подтвердил и сам лидер организации Хассан Насралла, когда объявил, что уничтожение ДАИШ является одной из главных причин, по которым «Хезболла» зашла в Сирию. Организация только выигрывает от нового боевого альянса с Сирией и Ираном при дружеском участии России.
Западные аналитики настойчиво освещают войну в Сирии как развитие древнего конфликта суннитов и шиитов и называют сложившееся фронтовое объединение Ирана, Сирии и Хезболлы «шиитской осью». Они же раньше всех начали писать о том, что спецназ «Хезболлы» воюет в связке не только со спецназом «Корпуса стражей исламской революции Ирана», но и с подразделениями специального назначения России. С точки зрения накопления боевого опыта, лучшей компании не найти. Отработаны навыки и схемы взаимодействия с подразделениями и целыми родами войск других государств, новые тактические приемы – например, применение боевых дронов. Все это «Хезболла» успешно применит в Ливане против своего главного врага Израиля.
В 2016 году саудовские монархии прекратили помогать Ливану, что открыло больше возможностей Ирану распространять свое влияние на Сирию и Ирак. Сегодня «Хезболла» в Сирии от лица Ирана противостоит тем, кто от лица Саудовской Аравии работает на уход Асада. Налицо все черты любимого занятия СССР и США в годы Холодной войны – войн на удалении, или по НАТОвски — proxy war.
Как война в Сирии повлияет на нефтяные цены?
«Хезболла» пользуется поддержкой широких слоев населения не только в Ливане и не только среди шиитов. Арабский мир был романтически поражен поведением «Хезболлы» во время 33-дневной войны с Израилем больше 10 лет назад. Тогда это повлияло на рост популярности организации среди, подчеркнем, не только шиитов.
Сегодня президентом парламента Ливана является христианин-маронит Мишель Аун, назначение которого было поддержано «Хезболлой». На родине у организации позиции более чем упрочились, совершенно объективно растет ее региональное влияние. Созданная противостоять Израилю, сегодня «Хезболла» объективно претендует на нечто большее, и свидетельство этому статистика. С 2011 г. она потеряла, по ее же сообщениям, столько же бойцов, сколько за все 18 лет противостояния Израилю. Это объективно дает ей больше голосов при решении будущего Сирии, которое сегодня решается новыми центрами силы – не Европой и не США.
Американская экспертная корпорация RAND начала новый 2017 год со следующих строк:
«Теперь американцам в Сирии стоит думать не о свержении Асада, а просто об уничтожении террористов»
Казалось бы — вот свидетельство, что американцы намерены отказаться от активного вмешательства в дела региона! Однако эта риторика не отменяет главного – самого факта участия в дальнейших боевых действиях. А кто завтра будет объявлен террористом?
Раз уж с проблемным членом НАТО Эрдоганом Трамп мило беседовал целых 45 минут, то вряд ли станет терпеть рост влияния «Хезболлы». Ведь эта организация — порождение того, кого Трамп обозначил как врага Америки – Иран. Следовательно в этой шахматной игре Трамп будет давить на Иран, а значит и на все его инициативы. Тогда в Евразии, страны которой сегодня уверенно решают войну в Сирии, сложится новый сложный клубок вопросов.