Планы Машкевича инвестировать в Грузию имеют под собой хорошую основу. По словам Саакашвили, пользуясь поддержкой правящей в Грузии партии, олигарх из Казахстана монополизировал фармрынок страны.
Казахстанские экономисты при этом опасаются, что все это создает определенные риски и для нашей страны.
На днях посол Казахстана в Грузии Ермухамет Ертысбаев рассказал журналистам о планах казахстанских олигархов вложить деньги в экономику Грузии. В списке потенциальных инвесторов числятся владелец горно-металлургической империи Eurasian Natural Resouroes Corporation Александр Машкевич и строительный магнат Александр Белович.
К слову, в преимуществе бизнес-условий Закавказья казахстанский миллиардер убеждался на практике, и не раз. Александр Машкевич – один из богатейших людей Казахстана, восьмой в списке миллиардеров Израиля – ведет свой бизнес в Грузии с 2013 года. Однако не всегда инвестиционные порывы азиатского бизнесмена радовали грузин. Например, попытки монополизировать фармрынок Грузии закончились провалом во времена президентского срока Михаила Саакашвили. Согласно информации деловых изданий Грузии, экс-президент страны не раз высказывался по поводу попыток лоббирования бизнес-интересов Машкевича некоторыми политиками. Однако старания казахстанского олигарха оценил другой политик, оппонент «Единого национального движения» Саакашвили, экс-руководитель правящей партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили. Именно Иванашвили, кстати, занимающий 153-ее в списке самых богатых людей планеты, будучи в ранге премьера анонсировал вхождение бизнес-гиганта Машкевича на фармацевтический рынок Грузии.
После ухода с поста президента Грузии Саакашвили выступил в экономическом исследовательском центре США, где заявил об интересах Машкевича в Грузии:
— Я вижу предупреждающие знаки. Недавно в Грузию приехал постсоветский олигарх. В начале моего президентства
он требовал монополию на одно из направлений экономики, естественно, я ему отказал
Сейчас он это сделал в Грузии.
Михаил Саакашвили, как политик, уверен, что:
— Система выдачи рецептов на лекарства (здравоохранительная реформа в Грузии – прим. автора), которая была введена местными властями пару лет назад, оправдывает интересы экс-премьера Бидзины Иванишвили и его друга Александра Машкевича.
Биндза Иванишвили был утвержден премьер-министром Грузии осенью 2012 года. Согласно исследованиям 2013-го года неправительственной организации International Consortium of Investigative Journalists, Иванишвили на втором месте в списке влиятельных людей, владеющих оффшорными компаниями на Британских Виргинских островах. С 2006-го года он является директором фирмы «Bosherston Overseas Corp», управляемой через агента в Панаме. Однако стоит отметить, что правительственные отчеты говорят обратное. По данным официальных ведомств Грузии, Иванишвили не владел компаниями, упомянутыми в списке неправительственной организации.
За время правления партии «Грузинская мечта» никакой негативной информации о фармацевтическом бизнесе Машкевича в СМИ Грузии не публиковалось. Какой выдастся нынешний политическо-экономический сезон для казахстанского инвестора-миллиардера, спрогнозировать сложно. На днях информационные агенства опубликовали сообщение о том, что компания Александра Машкевича Eurasian Resources Group подписала соглашение с банком ВТБ о продлении срока погашения основного долга.
По мнению экономиста Магбата Спанова, опасным поворотом в казахско-грузинских инвестиционных отношениях может стать норма в грузинском законодательстве, разрешающая оффшорные операции. Этот нюанс позволит уводить государственные деньги из Казахстана в оффшоры.
Рай для Беловича и Машкевича: миллиардеры идут в Грузию
— Давайте спросим, у кого есть средства для инвестиций? В основном те компании, которые имеют поддержку квазигосударственного сектора, — говорит Спанов. — Та же компания «Базис» делает капитал на государственном строительстве за счет государственных денег. Как экономист, я противник оффшорных зон. Когда меня многие убеждают, что это благо, возможность получения кредита или возврата капитала, я считаю, что это не оправдано. Весь мир сейчас уходит от оффшорных зон. Потому что все понимают, что бесконтрольный поток денег направляется иногда на нецивилизованные формы решения тех или иных вопросов.
Поэтому схемы с оффшорным бизнесом недопустимы. Мы должны знать четкие правила игры, сколько мы вкладываем, возможная минимальная или максимальная прибыль, наши инвестиции должны быть возвратны.
Впрочем, есть и плюсы в этих инвестициях, уверен Магбат Спанов. Конечно же, в первую очередь для самих инвесторов — ведь бизнес-климат в Грузии намного лучше, чем в Казахстане. Это, по мнению специалиста, дает определенный шанс на успех для казахстанских инвесторов. Ключевой момент – отсутствие коррупции, считает экономист.
Машкевич и Белович могут заработать на логистическом бизнесе в Грузии – экономист
— В Грузии есть большие плюсы. Низкий уровень коррупции — здесь реформы Саакашвили сыграли большую роль. Их политическая система президенстко-парламентская – она делает упор на партийную систему. Во властных структурах есть взаимный контроль, очень развита оппозиция. Соответственно, несколько раз обновлялась политическая система.