Экономический рост Казахстана наблюдается вокруг нулевых значений, говорит эксперт.
Решение Нацбанка о снижении базовой ставки рефинансирования в 2017 году с 12% до 11% с коридором +/- 1%, а также прошлогоднее снижение, начиная с 17%, многие эксперты связывают с тенденцией к стабилизации казахстанской экономики. По мнению экономиста Армана Байганова, это объясняется ростом цен на нефть и укреплением национальной валюты. Кроме того, влияние на базовую ставку оказывает растущая конкурентоспособность страны в рамках ЕАЭС.
Однако экономист Алмас Чукин называет сегодняшнюю экономическую ситуацию «стабилизацией на дне».
— Выглядит это так, что
мы свалились, лежим и по ходу дела стабилизировались
И даже предположительно на два процента поднимемся в этом году! Но на мой взгляд, это мизер: два процента нас не вернут даже на уровень пятилетней давности. Мы как летели вниз, так и продолжаем лететь, — уверен экономист.
И несмотря на то, что по официальной статистике, в 2016 году экономика Казахстана выросла на 1%, он не верит этим данным, так как все расчеты по этой статистике были произведены в тенге.
— Получается, у меня как было 40 триллионов тенге ВВП, так и осталось. Но в долларах я практически в два раза вниз улетел! Так что можно заключить, что в 2016 году мы спустились к нулевому росту. И вообще, этот год был худшим для Казахстана с точки зрения падения доходов населения, — говорит Алмас Чукин.
Экономист Жарас Ахметов также считает, что существенных изменений снижение базовой ставки не принесет.
— Казахстан, как многие страны третьего мира, демонстрирует временами хороший рост, временами плохой рост и даже отрицательный. Внешние факторы, такие как падение цен на нефть, могут привести к всплеску как вверх, так и вниз. Но в целом при текущей экономической политике мы вошли в стадию медленного развития, которое будет колебаться вокруг нулевых значений, — утверждает он.
Более позитивный прогноз дает экономист Айдархан Кусаинов, который считает, что принятая мера по снижению базовой ставки рефинансирования поспособствует снижению ставок по тенговым кредитам и депозитам, однако, по его словам, это будет происходить постепенно.
— Понижение базовой ставки свидетельствует о том, что экономическая система переходит в рабочий режим и все шоковые моменты пройдены. Мне кажется, в 2017 году еще будет наблюдаться дальнейшее снижение. Понятно, что ставка в 17% — это по сути запретительная ставка, под которую невозможно было ничего кредитовать, ее снижение до 11% продемонстрирует нам переход финансовой системы в нормальное рабочее состояние. Дальнейшее снижение уже будет отражать улучшение общего экономического состояния.
С ним согласен и Арман Байганов. По его мнению, любое понижение базовой ставки пропорционально удешевлению банковских тенговых займов. Наряду с этим ставки по тенговым депозитам, по его убеждению, также будут снижаться. На фоне этого экономист прогнозирует снижение курса национальной валюты, усиление инфляции, которое в свою очередь приведет к постепенному увеличению цен на иностранные товары.
Айдархан Кусаинов считает, что понижение базовой ставки поспособствует и падению тенге. По его убеждению,
рост национальной валюты — это временное явление. Он связывает его с приходом налоговой недели,
в течении которой экспортеры перечисляют выплаты. В связи с этим многие банки осуществляют продажу нефтедолларов, чтобы экспортеры могли заплатить налоги. При этом экономист считает текущий курс соразмерным нынешнему экономическому состоянию.
— У нас за всю историю тенге был слишком сильным. Так что на протяжении десяти-пятнадцати лет мы жили в условиях грядущей девальвации. Плавающий курс позволил вывести нацвалюту на здоровое соотношение с рублем. Лично я ничего страшного в этом не вижу, пусть даже он самый низкий за последние десять лет, зато самый нормальный, — уверен г-н Кусаинов.
Арман Байганов считает, что девальвация тенге долго оттягивалась на фоне российской девальвации. И если бы она была проведена раньше, то экономические проблемы не были бы такими болезненными, а оправиться от кризиса удалось бы быстрее.
По наблюдениям Алмаса Чукина, Россия в отличие от Казахстана отходит от кризиса несколько быстрее. Соответственно и укрепление рубля происходит более стремительными темпами, чем тенге.
По убеждению Айдархана Кусаинова, продолжать хранить сбережения в долларах казахстанцам нет необходимости, поэтому многие начинают переходить на тенговые вклады.
— Приток депозитов есть, делолларизация продолжается, хотя и с некоторым замедлением. Те же, кто держит вклады в валюте, должны понимать, что сегодня это экономически нецелесообразно. Больше на это влияет психологический фактор, — говорит он.
По его словам, уровень инфляции продолжит оставаться в районе 6-8%. Это, как он отмечает, затормозит рост цен на импортные товары.
По прогнозам Алмаса Чукина, в 2017 году курс тенге к доллару сохранится на уровне 290-310 тенге
за доллар. Не исключены и краткосрочные падения до 320-330 тенге. Он также считает, что долларовые депозиты потеряли на сегодняшний день свою актуальность.
— Ожидается, что ставки по доллару выйдут на уровень 2,5-3%. Те, кто держит «зеленые» на черный день, на пенсию, старость или на учебу детей, смогут получать свои 3% и жить счастливо, не рискуя ничем. Те, кто любит рисковать, могут попробовать переложить сбережения в тенге, — рассуждает экономист.