Поправки в Конституцию среди прочего направлены и на защиту интересов Казахстана как члена ЕАЭС, считают политологи.
Одна из поправок вносит корректировки в пункт 2 статьи 91 основного закона республики. Согласно данной поправке, независимость, унитарность, территориальная целостность и форма правления нашей страны не могут быть изменены.
«Эти поправки ориентированы на более устойчивое развитие государства, —
подчеркивает политолог Замир Каражанов. —
Чем более государство приспособлено, чем гибче оно реагирует на вызовы, тем менее оно уязвимо. Тем лучше оно будет преодолевать кризисы. Задача поправок — делать госинституты более эффективными, более качественными».
Политолог Аркадий Дубнов полагает, что поправка призвана защитить интересы Казахстана перед руководством ЕАЭС.
«Возможно, опыт последних лет сотрудничества с Россией в составе ЕАЭС приводит к необходимости упредить возможное поползновение наднациональных органов ЕАЭС, ущемляющих частично полномочия Казахстана, —
цитирует Дубнова sayasat.org. —
В таком случае официальные лица Казахстана всегда будут ссылаться на конституцию своей страны, которая не позволяет ущемлять независимость Казахстана в части полномочий, которые требуют отнять наднациональные органы».
С Дубновым солидарен его коллега Талгат Исмагамбетов, который приводит в пример Евросоюз. Крупнейшие из тамошних стран вполне независимы политически, несмотря на членство в интеграционном объединении.
«Появление поправки связано с процессом межгосударственной интеграции, созданием наднациональных органов. В силу делегирования ряда полномочий наднациональному органу независимость не должна быть нарушена. (…) В любом случае, какого-то ажиотажа по этому поводу я не вижу. По сути, поправки – это разгрузка президента», —
отмечает политолог.