Почему власть не ставит на первое место национальные интересы? Почему национализм путают с шовинизмом? Почему наша активность ограничивается лайками в социальных сетях? Кто даст гарантию, что в Казахстане не появятся новые Донбасс и Крым?
Об этом рассуждает Айдос Сарым в интервью порталу Abai.kz.
В начале своего интервью Айдос Сарым вспомнил Декларацию о государственном суверенитете, принятую 25 октября 1990 года. По его словам, Декларация о государственном суверенитете должна быть на официальных сайтах администрации президента, правительства, посольств. Но ее там нет…
«Главная идея документа — приоритет интересов казахской нации, формирование национального государства казахов. Если руководствоваться этим документом, многие законы, принятые в последующие годы, могут оказаться бесполезными. Этот документ должен был стать настольным инструментом законотворческих групп, юристов, чиновников и депутатов. То есть прежде чем принимать любой закон, они должны были его просмотреть и принять как руководство к действию. Однако они не то что не просмотрели, но даже не разместили его на своих сайтах», — говорит эксперт.
Сказать прямо, поменяла приоритеты.
«На место старых правил пришли новые. И этот процесс продолжается. Нынешняя программа трехъязычия, приостановка миграции оралманов и другие — это стремление к проведению ревизии канонов, сформировавших это государство, попытка изменить их. Вступление в Евразийский союз противоречит принципам, принятым в свое время. Ведь в названной Декларации и законе «О независимости» интересы казахской нации являются приоритетными».
В этой связи Сарым приводит в пример Украину.
«В ситуации с Украиной Россия нарушила все мыслимые нормы международного права, нарушила государственные границы и захватила территорию другого государства. В 21 веке это равносильно большому преступлению.
Однако тут есть и вина украинской элиты. Когда я был в Крыму, заметил, что правящая элита Украины не проводила работу по украинизации населения Крыма и не предприняла решительных шагов в этом направлении. Это касается и системы образования, и идеологии, и политической сферы. Если определенная часть населения не вступает в экономические отношения с другой частью, то в будущем она не будет заинтересована жить с ними в единой стране.
Это доказывает практика мировой истории. Это приводит к сепаратизму, порождает и другие угрозы. И в нашей стране есть такие регионы — к ним можно отнести области, где преобладает русское население», — говорит политолог.
По словам политолога, казахи сильно напуганы. В некоторой среде говорить «я — националист» считают преступлением.
«Другие оценивают это как разжигание межнациональной розни. А в нормальном обществе любая искренняя беседа, дискуссия, обсуждение оздоравливают общество, укрепляют его органы. А у нас, наоборот, преобладает настроение закрытости, нежелание лишнего шума. Как бы мы ни скрывали, но такие проблемы присущи нашему обществу».
«Власть за 25 лет не смогла объединить дискурс русскоязычного и казахскоязычного общества… Противопоставляя эти две части, власть добивается своего. Если такая ситуация будет продолжаться, кто даст гарантию, что в Казахстане не появятся свои Донбасс и Крым?».
«Любой предприниматель старается избегать политики. Если ты имеешь один магазин — это еще не политика, а если таких магазинов десять — это большая политика! Политические законы могут оказать нежелательное вредное воздействие на твой бизнес. Повышение налогов или рост коррупции, нежелание власти бороться с ней перерастают в политическую проблему», — говорит политолог.
По мнению Сарыма, сегодня народ пробудился.
«Сегодня в стране нет официальной оппозиционной партии, но несмотря на это общество доказало, что может консолидироваться. Оказывается, для этого не нужны лидеры. И это свидетельствует о том, что еще жив дух нации, стремление к лучшей жизни».
«Лайки — один из недостатков социальных сетей — люди считают гражданским поступком, каким-то официальным шагом. Но чем сидеть в квартире или офисе и строить из себя деятеля, лучше прийти и решить конкретную проблему, будь это посадка саженцев, уборка улиц или что-то другое. Социальная активность не должна ограничиваться только флешмобами или другими мероприятиями, организованными властями».
По словам политолога, в свое время погром в «Прайм Плаза» сильно напугал русскоязычную часть общества, особенно молодежь.
«Тогда я им сказал — вы сами виноваты! Почему эти ребята, приезжая в Алматы, не могут сказать: «Это мой город»? Вы встречаете их оскорблениями типа «мамбет», отталкиваете, считая их ниже себя. Кому нужны ваши обсуждения творчества Хемингуэя? Вы должны помогать мигрантам быстрее адаптироваться к новым условиям. Эти «понаехавшие» не должны брать город штурмом, они должны чувствовать себя как дома. Однако, возможно, низкий уровень культуры, плевки свидетельствуют об отношении парня из аула «это не мой город»», говорит эксперт.
«Сколько бы времени казахский язык ни изучался в русских школах, за это время ни один учитель казахского языка, ни директор школы не давали отчета о результатах этой работы, никто не привлечен к ответственности.
Например, по физике, химии, математике и другим предметам ученики участвуют в районных, областных, городских олимпиадах. Если на этих состязаниях учащиеся показывают неудовлетворительную успеваемость, наказываются руководители отделов образования, директора школ, это становится достоянием широкой общественности.
Но почему это не касается изучения казахского языка, почему тут нет подобной требовательности?
Ведь казахский язык такой же предмет, и на его изучение государство выделяет огромные средства.
Если ученик, на протяжении 11 лет изучавший казахский язык, совсем не знает языка, значит это можно оценивать следующим образом: во-первых, это саботаж, работа против политики государства, во-вторых — хищение государственных средств, нанесение экономического ущерба», заключает Сарым.
«Спроси сейчас у русских или представителей других этносов, кто такой Курмангазы? Ответят, что это название улицы. Они ничего не знают о его личности, судьбе и творчестве.
Если бы они владели казахским языком, то знали бы, что Курмангазы — легендарный казахский композитор.
Если бы государственный язык соответствовал своему статусу, его знал бы весь народ, населяющий Казахстан, уже бы сформировался определенный словарь, современная лексика языка. А это, в свою очередь, сформировало бы определенные ценности на государственном уровне. Но этого нет и мы страдаем».
В заключение беседы Айдос Сарым говорит, что мы поспешно превозносим министров, которые выступают на казахском языке.
«А может он проводит антинародную политику! Может далек от интересов нации и нет в нем ничего казахского.
Проблема не в том, на каком языке он говорит, надо смотреть на его дела и поступки
Он может в совершенстве владеть казахским языком, но законы, им инициируемые, и его действия направлены против казахов. Почему мы должны пропагандировать его деятельность и оказывать ему поддержку?
Наоборот, мы должны предъявлять к нему повышенные требования.
Сегодня народ наблюдает за событиями, происходящими в государстве, анализирует их. И уровень правосознания растет», — заключает Айдос Сарым.