Эволюционный посыл — главное в заявлениях Нурсултана Назарбаева о перераспределении полномочий ветвей власти. Так считает эксперт из России Андрей Карпов.
Нурсултан Назарбаев принял участие в заседании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Первые сообщения СМИ дают только приблизительную картину прошедшего обсуждения.
Вероятнее всего, президент РК специально акцентировал внимание только на приоритетных направлениях предстоящей реформы отношений между ветвями власти, расставив необходимые акценты и очертив направления.
Самое важное: за президентом в обозримом будущем остаются основные вопросы государственной жизни, управления, защиты конституции и обеспечения эффективной работы между ветвями власти, обороноспособность, внешняя политика – гарант и высший координатор. Этот аспект президентского спича самый очевидный – переход к новому формату отношений между ветвями власти будет идти строго эволюционно.
Никаких резких движений – президентский формат плавно трансформируется в президентско-парламентскую форму правления
при сохранении доминирующих полномочий за главой государства. Т. е. киргизский вариант для Акорды (понятное дело) не вариант.
Для парламента и правительства расширяется окно принятия решений, сфера компетенций. Это заявление Назарбаева также выглядит вполне предсказуемо: утверждение программ государственного развития, вопросы кадровых изменений в правительстве, создание новых органов управления передаются в компетенцию правительства и парламента.
Новые полномочия парламента и мажилиса примерно в тех же параметрах обсуждались еще в 2008-2010 гг., но лишь сейчас перешли в разряд президентских инициатив. Хотя и они нуждаются в более детальном уточнении.
Следующий президентский вывод наверняка заинтересует российских законодателей.
«В наших условиях правительство формируется победившей партией или фракциями. Таким образом, должна быть пересмотрена роль парламента в отношении правительства по многим вопросам», — подчеркнул Назарбаев.
С этой оценкой нынешней ситуации могут полемизировать оппозиционные эксперты, которые утверждают, что «Нур Отан» и «Единая Россия» лишь легитимируют решения, принимаемые на уровне президентской администрации, но с формальной точки зрения – да, мнения парламентов учитываются при формировании кабмина. Однако каким образом эта сверхважная функция будет реализована после завершения нового этапа политической реформы, все еще остается неясно.
Если суммировать мнение местных экспертов от первых заседаний Комиссии, то, как пока очевидно, что «суперпрезидентскую республику заменит республика президентская». В том, видимо, отношении, что будущий президент Казахстана в любом случае не сможет потянуть тот громадный воз полномочий, с которыми сейчас справляется Нурсултан Назарбаев.
Но в том, что касается системных реформ, по-прежнему остается много неясностей. Будет ли меняться система полномочий местных органов власти? Что делать с политическими партиями, которые (по идее) должны стать основой новой парламентской модели, но все еще находятся в полупозиции – между стабильным сном – от выборов до выборов до лихорадочного реформирования, как это происходило в некоторые периоды политического существования партии власти. А можно ли построить сильный парламент без сильных партий?
Впрочем, президент РК ясно обозначил общие контуры перемен. Теперь перед членами Комиссии стоит задача «расшифровки» реформационнного кода. И снова, как и в нашей российской действительности, успех зависит не только от объективных, но и массы субъективных обстоятельств.
Источник: Информационно-аналитический центр