Если трезво оценить цифры, связывающие экономики Турции и Европы, то становится ясно — разворот в сторону ШОС нелогичен для турков.
Об этом пишет Эсфендер Коркмаз, турецкий политолог. Он активно спорит со сторонниками Эрдогана и предупреждает турецкое общество об опасности сближения с Шанхайской организацией сотрудничества.
«Вестернизация в Османской империи началась с 1826 года, когда Махмуд II упразднил корпус янычар. До сегодняшнего дня ни Османская империя, ни Турция не меняли прозападной ориентации, хотя время от времени она прерывалась. В этих условиях взять курс на Шанхайскую организацию сотрудничества, как об этом говорит администрация Эрдогана, значит отложить 200-летние цели в долгий ящик и изменить направление на восток. В ШОС входят шесть членов, три страны-наблюдателя, в том числе Иран, и пять партнеров по диалогу, в числе которых Турция, которым она стала в июне 2012 года.
Запад всегда осторожно относился к Турции. Прежде всего потому, что
Запад ставит на первое место права человека и демократические свободы, а Турция слаба в этой сфере. Именно поэтому ЕС на протяжении 50 лет морочит нам голову
Демократия в Турции формировалась не снизу, а наверху. Начиная с переворота 1980 года, лидеры политических партий, однажды завладев руководством, строили всю систему на том, чтобы сохранить свое лидерство. Они не меняли законов о политических партиях и выборах, которые были приняты после переворота. В индексах Freedom House по правам человека и демократическим свободам Турция имеет статус полусвободной страны.
Возражения ЕС в вопросе прав человека и демократических свобод в Турции очевидны:
В силу всех этих оснований ЕС считает, что в вопросах верховенства закона и свободы самовыражения Турция стоит от него очень далеко. Конечно, в ЕС есть и те, кто одобрительно относится к Рабочей партии Курдистана… Но в составе Европейского парламента их не больше 7%, о чем заявляли сами парламентарии.
1. Турции нужно будет выйти из НАТО. В числе целей шанхайской организации — экономическое и военное сотрудничество. Поворот Турции, оборонительное и военно-техническое оснащение которой формировалось в координации с НАТО, ослабит ее оборону.
2. Согласно индексу Freedom House по правам человека и демократическим свободам, пять из шести членов ШОС — несвободные страны, а одна (Киргизия) полусвободная. Киргизия — единственная страна в регионе, которая с 1991 года меняла президентов, а в ее парламенте при многопартийной системе представлена оппозиция.
Турция в рядах этой организации может утратить западный тормоз автократии. Мы рискуем тем, что 200-летняя борьба Турции за демократию будет попрана.
3. Мы утратим экономические связи. Экспорт Турции в 28 стран ЕС составляет 64 млрд долларов, а в страны ШОС — 7,5 млрд. Наш дефицит торгового баланса с ЕС — 14,7 млрд долларов, со странами ШОС — 40,1 млрд. Доля нашего дефицита в торговле со странами ШОС в нашем совокупном дефиците внешнеторгового баланса составляет 63,2%.
Более 60% совокупного дефицита внешнеторгового баланса Турции приходится на торговлю с Россией и Китаем. Более того, из Китая и России Турция импортирует не товары производственного назначения. Из России она покупает дорогой природный газ. В 2013 году за газ из России мы платили 429 долларов, а, например, за газ из Азербайджана — 349 долларов.
4. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (Восточный Туркестан) есть тюркские сообщества, такие как уйгуры, казахи, киргизы. Как быстро мы забыли о давлении и тирании китайцев в этом регионе… И очевидно, первым забыл Бахчели (председатель Партии националистического движения Турции — прим. пер.), который представляет националистическую линию своей партии и поддерживает политическое руководство.
Что же касается России, то Османскую империю разрушила именно она. Она хотела проливы Карс и Ардахан. России не нужны партнеры, ей нужна гегемония. Карапапахов и турок-месхетинцев, проживавших в Грузии, русские сослали в Сибирь».
Источник: Yenicag