Заставить АПК Казахстана давать больше продуктов только за счет бюджетных вливаний вряд ли получится.
29 ноября 2016 года на заседании правительства министр сельского хозяйства РК Аскар Мырзахметов презентовал проект Государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы.
По словам министра, «концептуальный подход программы заключается в масштабном развитии кооперации для использования потенциала личных подсобных хозяйств (ЛПХ), мелких крестьянских и фермерских хозяйств как объективного фактора роста производства и уровня жизни на селе». По прогнозам министерства,
к 2021 году более 500 тысяч ЛПХ и малых хозяйств будут объединены в 1200 сельхозкоопераций
Кроме этого, госпрограмма предусматривает еще ряд изменений. Например, будут также пересмотрены механизмы субсидирования и кредитования «КазАгро». Реализация программы позволит расширить охват получателей субсидий в 7 раз, заемщиков по льготному кредитованию «КазАгро» и участников кредитных товариществ — в 1,4 раза, с приоритетом поддержки малого и среднего предпринимательства. Таким образом, по мнению разработчиков, отдача от 1 тенге субсидий возрастет почти в 2 раза, с 7,5 до 13 тенге производимой продукции, с охватом 50% общего объема производства.
Основным условием льготного кредитования станет обеспечение загрузки перерабатывающих предприятий, а за счет инвестиционных субсидий недорогой сельхозтехники будут увеличены темпы обновления технического парка в 1,5-2 раза.
Более подробно о новой программе можно узнать на сайте Министерства сельского хозяйства РК. Мы же отметим, что согласно концепции, программа развития АПК должна заменить действующую программу «Агробизнес-2020″ (Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013 — 2020 годы»).
Такой посыл сразу же вызвал недоверие многих экспертов. Ведь прошло всего три года с момента утверждения госпрограммы «Агробизнес-2020».
В начале 2013 года было обещано: программа наконец-то позволит создать оптимальные условия для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства в условиях предстоящего вступления в ВТО
Как обещал прошлый министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков, программа «Агробизнес-2020» позволит обеспечить продовольственную независимость по основным продуктам питания на уровне 80% внутреннего рынка:
— В долгосрочной перспективе реализация поставленных задач программы окажет мультипликативный эффект на развитие других отраслей экономики страны и увеличит государственную поддержку сельского хозяйства в 4,5 раза, — говорил А. Мамытбеков.
По словам тогдашнего главы минсельхоза, впервые со времени обретения РК независимости в 2014 году было отмечено снижение импорта продовольствия
В целом этот показатель снизился на 6,2%, а импорт из стран ЕАЭС сократился на 10%. Импорт говядины снизился на 42,3%, яиц – в 3 раза, картофеля – в 2 раза, огурцов – в 4,8 раза. При этом наращивается экспорт. Почти 12 тыс. тонн мяса и мясопродуктов было продано в прошлом году за рубеж.
То есть, судя по этим данным, старая госпрограмма работала более чем успешно. Тем не менее, спустя три года в минсельхозе начали разработку новой программы. Видимо, как остроумно заметил экономист Жангир Рахжанов, «новый глава минсельхоза решил не изменять традицию нашего правительства: «Не выполнены текущие планы? Забудь и напиши новые».
Свою критику программы (которая, надеемся, будет учтена разработчиками) предлагают и другие учёные Казахстана. Так, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Казахского НИИ защиты и карантина растений Сержан Аманов считает, что в новой госпрограмме не показаны механизмы регулирования АПК, видны только проблемы, которые, видимо, будут решать «в ручном режиме без системы». Не со всеми посылами уважаемого учёного можно согласиться, но выслушать его позицию стоит.
— Первое, что бросается в глаза, — это ряд системных ошибок, главной из которых является несогласованность некоторых вопросов, — полагает С. Аманов.
Цель программы обозначена как «Обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции АПК». Ставится шесть задач:
Взглянем на первую и основную задачу, без которой остальные не имеют значения – «Повышение эффективности в АПК». Вот диаграмма увеличения эффективности животноводства. Все вроде правильно, но… Тут нет ни одной пометочки про эффективность! Это заявление об увеличении валового продукта животноводства, где есть один-единственный механизм обеспечения комбикормами в рамках Продкорпорации. Где другие механизмы стимуляции эффективности?
Просто увеличив производство кормов, количество поливных пастбищ и долю племенных животных, эффективность не повысить
В этом плане хотелось бы четкого понимания от Министерства сельского хозяйства РК, что экстенсивное увеличение валового продукта несколько отличается от понятия увеличение эффективности. Сегодня передовая научная мысль ставит перед аграриями вопросы стандартизированного содержания животных и получение стандартного продукта животноводства.
— Теперь несколько слов о переходе субсидий с гектара на субсидии сданной на переработку продукции. И вообще о таком подходе, — продолжает Сержан Аманов. — Я, как гражданин своей страны и ученый, чья деятельность направлена на развитие АПК страны, обеими руками за такое изменение. Очень хорошо, что МСХ сегодня понимает, что
субсидирование площадей — поступок Буратино, закапывающего деньги на «поле чудес»
Субсидирование конечного продукта лучший вид помощи, но… тут есть один аспект. Это соблюдение международных правил.
Коротко остановлюсь на последнем. Если субсидирование площадей можно было как-то оправдать и обозначить их как «желтую корзину» ВТО (субсидии нежелательные, но возможные), то субсидирование валового сбора на переработку — прямое нарушение правил ВТО. В сущности, это прямая поддержка низких цен на продукцию АПК. И правилами ВТО это квалифицируется как «протекционизм отечественных производителей», что наравне с таможенными барьерами входит в «красную», неприемлемую для стран членов ВТО корзину способов поддержки.
Отсюда вопрос. Если мы члены ВТО, то как комиссары ВТО оценивают эти действия уполномоченного государством органа — МСХ РК? Хотя я могу ошибаться в оценке цвета корзины, но хотелось бы ясности и в этом вопросе.
Чем дальше в лес, тем больше дров. Обеспокоили основные меры по обеспечению ветеринарной, фитосанитарной и пищевой безопасности. Что уж говорить о ветеринарном контроле, если планируется заставить ветеринарные службы и отдельных ветврачей подчиняться более высокой структуре. У нас что, до сих пор ветслужба района не подотчетна аналогичной службе области?
И маленькая ремарка по поводу связи науки и производства. Министерство сельского хозяйства на протяжении ряда лет держит курс на трансферт технологий.
Видимо, настала пора сделать кардинальную ревизию подведомственных минсельхозу научных институтов,
чего не случилось с созданием некоммерческого АО со странной аббревиатурой НАНОЦ (Национальный аграрный научно-образовательный центр), у которого даже сайт не работает.
Ну а говорить о совершенствовании государственного регулирования АПК даже не стоит, — заканчивает Сержан Аманов. — Этот тезис невозможно даже критиковать, так как механизмы регулирования не показаны, видны только проблемы, которые необходимо решать. Видимо, будут решать опять «в ручном режиме» без системы.
Мырзахметов разъяснил костанайцам концепцию новой Госпрограммы развития АПК