Из-за непомерных налогов треть бизнесменов Казахстана уходят в теневую экономику.
16 ноября 2016 года группа казахстанских экономистов выступила с заявлением, в котором указала на риски дальнейшего роста налоговой нагрузки на малый и средний бизнес.
Экспертами было отмечено, что налоговое законодательство РК неоправданно сложное.
Сейчас в Казахстане действует 13 видов налогов, 16 видов других обязательных отчислений и 7 внебюджетных отчислений
В совокупности — 36 видов налогов и других обязательных платежей.
После такого заявления Национальная палата предпринимателей «Атамекен» предложила разработать новый Налоговый кодекс, исходя из позиции бизнеса. Проект кодекса должен быть разработан к 1 мая 2017 года. «Нам нужно поменять философию Налогового кодекса. Он должен консультировать, помогать, упрощать», — подчеркнул председатель правления «Атамекен» Аблай Мырзахметов.
Для этого при Нацпалате была создана экспертная группа с открытым составом. Свое участие в ее работе уже подтвердили Ораз Жандосов, Рахим Ошакбаев, Меруерт Махмутова, Жарас Ахметов, Галим Хусаинов, Расул Рысмамбетов, Ануар Ушбаев, Дармен Садвакасов и другие эксперты.
Портал 365info.kz публикует проект Технического задания по разработке нового Налогового кодекса, составленный Центром прикладных исследований «Талап». Глава попечительского совета ЦПИ «Талап» Рахим Ошакбаев отмечает, что
предложения к проекту Технического задания не являются проектом Концепции нового Налогового кодекса, а определяют направления исследования
Прежде чем рассмотреть само Техническое задание, нужно обратить внимание на важные моменты, отмеченные ЦПИ «Талап».
В первую очередь нужно учесть, что
увеличение налоговых поступлений в 2016 году на 31% при росте номинального объема ВВП на 13,8% свидетельствует о серьезном росте налоговой нагрузки
Второе: рост нагрузки на фонд оплаты труда является объективным фактом. Даже с учетом корректировки расчетов на налоговые вычеты
налоговая нагрузка на фонд оплаты труда к 2020 году вырастет с 28,5% до 40%.
Отчисления с ФОТ такие:
Пенсионные взносы – 15% (+5% с 2018 года);
Социальный налог и социальные отчисления – 11%;
Взносы в Фонд социального медицинского страхования — 7% (5% работодатель + 2% работник).
Третий момент. Распределение налоговых поступлений между уровнями бюджета (республиканский/местные) является вопросом бюджетной, а не налоговой политики. Вместе с тем, на основе сценарного прогнозирования основных бюджетных параметров Центром прикладных исследований «Талап» будут обоснованы предложения к проекту новых бюджетных правил, в том числе в сфере межбюджетных отношений.
На фоне снижения темпов экономического роста
по состоянию на 1 октября 2016 года количество действующих субъектов МСБ в Казахстане сократилось на 92 тысячи (по сравнению с 1 октябрем 2015 года)
В январе-июне 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 4,2%.
Примечательно, что в условиях минимального роста ВВП и падения деловой активности, за 10 месяцев 2016 года налоговые поступления госбюджета выросли на 1,1 трлн тенге (31%). Это связывается с эффектом девальвации, однако такие данные также свидетельствуют и о фактическом росте налоговой нагрузки за счет возможного ужесточения налогового администрирования.
Уровень налоговой нагрузки, декларируемый различными международными рейтингами, не является однозначным.
К примеру, согласно рейтингу PwC «Paying Taxes 2017», Казахстан занимает 60 место в мире по уровню налоговой нагрузки. При этом ее общий уровень составляет всего 29,2% (от коммерческой прибыли). Время на уплату налогов составляет 178 часов в год (22 восьмичасовых рабочих дня).
При этом декларируемая налоговая нагрузка не учитывает налоговые издержки, связанные с коррупционной рентой и высокими правовыми рисками.
Также показательным является то, что с 2001 года момента кодификации налогового законодательства в 2001 году объем Налогового кодекса РК вырос более чем в 3 раза.
К примеру, только
для определения объекта обложения по НДС налогоплательщику нужно знать 34 статьи Налогового кодекса, которые имеют ссылки на 69 других статей
47 статей из этих 69 имеют еще и дальнейшие ссылки.
И, пожалуй, еще один из важнейших моментов.
Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК,
доля теневой (ненаблюдаемой) экономики в объеме ВВП по итогам 2015 года составила 27,5% (порядка 11 трлн тенге)
При этом 8,2% ВВП скрыто в оптовой и розничной торговле, 3,4% ВВП в сельском хозяйстве – отраслях, на которые приходится 32% занятости (2,7 млн человек).
Учитывая общественную дискуссию по вопросу поэтапного снижения порогового значения для целей постановки на учет по НДС, дополнительного анализа и обсуждения требует вопрос введения налога с продаж.
По данным МНЭ РК, от всего «возможного НДС» уплачивается оценочно около 19%, то есть 81% возможных доходов от НДС не уплачивается
По оценкам экспертов, собираемость НДС в Казахстане составляет порядка 37%. Очевидно, что низкая собираемость НДС является основным аргументом в пользу решения о его отмене. (Информация об уровне собираемости НДС в 19% была озвучена уполномоченным органом, имеющим доступ к необходимым данным. Подробный расчет налоговой собираемости и экономической эффективности НДС также станет предметом проводимого исследования — ЦПИ «Талап»).
По информации КГД МФ РК, «на сегодняшний день объемы сборов по НДС меньше, чем объемы, возмещаемые из бюджета по экспортерам». По данным МНЭ РК, «сумма различных льгот, предоставленных по НДС в целом по экономике, составляет 1,4 трлн тенге». При этом большая часть требований по возврату НДС приходится на крупных экспортеров. К примеру, 17 октября текущего года АО «Разведка Добыча «КазМунайГаз» подтвердила получение возмещения НДС на сумму 24,5 млрд тенге (74 млн долларов США).
Также необходимо учитывать, что НДС создает условия для коррупции, связанные с возвратом НДС и высокими налоговыми рисками.
Словом, углубленный анализ требуется по следующим вариантам:
отказ от косвенного налогообложения;
улучшение администрирования НДС, с оптимизацией налоговой нагрузки;
замена НДС «каскадным» налогом с продаж (по сути, налогом с оборота);
замена НДС «классическим» налогом с продаж (на последнем звене НДС – розничной торговле).
Положения нового Налогового Кодекса должны соответствовать следующим принципам:
Предлагается сделать новый Налоговый Кодекс максимально кратким, в читабельном и понятном формате.
В конце добавим, что Центр прикладных исследований «Талап» приглашает экспертов к дальнейшему обсуждению своих предложений. Центр готов предоставить свои комментарии к проектам технических заданий, подготовленными другими аналитическими центрами и независимыми экспертами.
Налоги и штрафы в Казахстане приносят в казну более 5 млн тенге за одну минуту