В 2016 году по программе «Нурлы жол» будет выделено 769,6 млрд тенге — 2% от ВВП Казахстана.
В паспорте ГПИР «Нурл жол», принятой 6 апреля 2015 года, сказано: «Цель программы — формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана. А также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках». Сегодня можно подвести некоторые итоги работы программы в 2016 году (точнее — за I полугодие, согласно последнему докладу МНЭ РК).
На реализацию «Нұрлы жол» в этом году выделено 769,6 млрд тенге из Национального фонда
(503,4 млрд – в виде целевых трансфертов и 266,2 млрд – через облигационные займы национальных холдингов).
За первое полугодие 2016 года по госпрограмме освоено 259,6 млрд тенге. Небольшое отставание есть в автодорожной отрасли — здесь из 151,3 млрд тенге, предусмотренных для строительства магистралей, полностью освоено 59,2 млрд тенге (или 39,1% от годового плана). Зато есть успех в сфере ЖКХ: из 90 млрд тенге, выделенных на модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, освоено 46,8 млрд тенге, или 100% от плана финансирования.
В приоритете ГПИР «Нурлы жол» — строительство социальных объектов. В этом году завершено строительство четырех средних школ и начато возведение еще 42. Помимо этого, увеличено строительство жилья. Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев привел такие цифры: «За 6 месяцев 2016 года ввод в эксплуатацию жилых домов возрос на 16,9% – до 5 млн кв. м. До конца текущего года планируется вести еще 309 тыс. кв. м жилья».
Портал investkz.com приводит и такие цифры. В первой половине 2016 года в жилищное строительство направлено 355,2 млрд тенге, что на 7,2% больше, чем годом ранее.
Процент ввода домов к годовому плану составил 69%, а свои жилищные условия улучшили свыше 43 тыс. казахстанцев
По данным МНЭ РК, в рамках «Нурлы жол» объемы строительства повысились во всех регионах, за исключением Карагандинской и Костанайской областей (спад на 7,2% и 9,4% соответственно). Наиболее высокие темпы по вводу жилья отмечаются в Акмолинской и Павлодарской (рост в 1,7 раза), Южно-Казахстанской (в 1,6 раза), Мангистауской (в 1,5 раза), Жамбылской, Северо-Казахстанской областях и Астане (в 1,2 раза).
Разумеется, что в рамках ГПИР идут работы по логистическим проектам. Так, уже завершено строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай. Проект реализован за счет средств АО «НК «КТЖ» (2,6 млрд тенге) и Национального фонда (6,7 млрд тенге). Эта дорога соединила с ж/д магистралью строящийся паромный терминал в порту Курык, пропускная мощность которого составит порядка 4,1 млн т в год. Предполагается, что
путь Боржакты – Ерсай и паромный терминал создадут еще одни «морские ворота» на Каспии
При этом новая железнодорожная линия обеспечит обслуживание судостроительных и судоремонтных объектов, которые будут построены вблизи порта Курык.
Также в 2016 году планируется ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса в рамках строительства вторых путей на участке Шу – Алматы (общая протяженность — 110 км, реализация за счет АО «НК «КТЖ» в размере 7,3 млрд тенге и Нацфонда – 31 млрд тенге). Теперь пропускная способность этого железнодорожного участка повысится почти в 2,5 раза, а время транспортировки грузов сократится практически в два раза.
Транспортная инфраструктура развивается также на основе государственно-частного партнерства. Например,
наконец-то решено построить железнодорожную линию в обход станций Алматы
Это позволит сократить объем грузовых операций на станции на 40% и исключить простой грузов, следующих через южную столицу транзитом. В текущем году планируется проведение работ по согласованию концепции проекта и разработке конкурсной документации. А само строительство линии займет два года.
По мнению министра Куандыка Бишимбаева, благодаря антикризисным мерам экономика РК перешла таки в «положительную зону».
Рост ВВП РК составил 0,1% за счет увеличения объемов строительства (на 6,6%), услуг транспорта (на 4,3%), сельского хозяйства (на 2,7%) и обрабатывающей промышленности (на 0,5%)
«Объем инвестиций в основной капитал в Казахстане за первое полугодие увеличился на 8,5% в результате реализации индустриально-инновационных и инфраструктурных проектов в рамках госпрограмм «Нурлы жол» и ГПИИР», — сказал министр.
Однако, по мнению аналитиков «Делового журнала «Казахстан»,
прибавку в 0,1% к ВВП вряд ли можно считать большим достижением именно «Нурлы жол»
«Дело в том, что 259,6 млрд тенге, освоенных в первом полугодии в рамках программы, составляют всего примерно 0,6% ВВП. Хотя и очевидно, что без этих вливаний на фоне низких цен на нефть вероятность экономического спада по итогам первой половины 2016-го была бы выше», — отмечает издание.
И все же, если так можно выразиться,
программа «Нурлы жол» приняла на себя все удары кризисного 2016 года
Почти 770 миллиардов тенге хоть и не превышают 2% в объеме ВВП, но поддержали экономический рост Казахстана, пусть и на минимальном уровне.
Об эффекте от реализации госпрограммы «Нурлы жол» рассказал Бишимбаев