18+
Нур-Султан
Сейчас
9
Завтра
11
USD
384.05
0.00
EUR
432.79
0.00
RUB
5.96
0.00

Есть ли реальная польза от программы «Нурлы жол»?

1845

В 2016 году по программе «Нурлы жол» будет выделено 769,6 млрд тенге — 2% от ВВП Казахстана. 

Антикризисные меры

В паспорте ГПИР «Нурл жол», принятой 6 апреля 2015 года, сказано: «Цель программы — формирование единого экономического рынка путем интеграции макрорегионов страны на основе выстраивания эффективной инфраструктуры на хабовом принципе для обеспечения долгосрочного экономического роста Казахстана. А также реализация антикризисных мер по поддержке отдельных секторов экономики в условиях ухудшения конъюнктуры на внешних рынках». Сегодня можно подвести некоторые итоги работы программы в 2016 году (точнее — за I полугодие, согласно последнему докладу МНЭ РК).

На реализацию «Нұрлы жол» в этом году выделено 769,6 млрд тенге из Национального фонда

(503,4 млрд – в виде целевых трансфертов и 266,2 млрд – через облигационные займы национальных холдингов).

За первое полугодие 2016 года по госпрограмме освоено 259,6 млрд тенге. Небольшое отставание есть в автодорожной отрасли — здесь из 151,3 млрд тенге, предусмотренных для строительства магистралей, полностью освоено 59,2 млрд тенге (или 39,1% от годового плана). Зато есть успех в сфере ЖКХ: из 90 млрд тенге, выделенных на модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, освоено 46,8 млрд тенге, или 100% от плана финансирования.

"Нурлы жол"

По данным Института современного развития, казахстанцам больше всего запомнились эти тезисы из Послания «Нурлы жол — путь в будущее» президента РК народу Казахстана. Инфографика: bnews.kz.

Квартиры и школьные классы

В приоритете ГПИР «Нурлы жол» — строительство социальных объектов. В этом году завершено строительство четырех средних школ и начато возведение еще 42. Помимо этого, увеличено строительство жилья. Министр национальной экономики Куандык Бишимбаев привел такие цифры: «За 6 месяцев 2016 года ввод в эксплуатацию жилых домов возрос на 16,9% – до 5 млн кв. м. До конца текущего года планируется вести еще 309 тыс. кв. м жилья».

Портал investkz.com приводит и такие цифры. В первой половине 2016 года в жилищное строительство направлено 355,2 млрд тенге, что на 7,2% больше, чем годом ранее.

Процент ввода домов к годовому плану составил 69%, а свои жилищные условия улучшили свыше 43 тыс. казахстанцев

По данным МНЭ РК, в рамках «Нурлы жол» объемы строительства повысились во всех регионах, за исключением Карагандинской и Костанайской областей (спад на 7,2% и 9,4% соответственно). Наиболее высокие темпы по вводу жилья отмечаются в Акмолинской и Павлодарской (рост в 1,7 раза), Южно-Казахстанской (в 1,6 раза), Мангистауской (в 1,5 раза), Жамбылской, Северо-Казахстанской областях и Астане (в 1,2 раза).

"Нурлы жол"

Строительство паромного комплекса в порту Курык обеспечит перевалку грузов, не выгружая их из вагонов, в страны Каспийского региона и дальше в Европу.

Новые дороги

Разумеется, что в рамках ГПИР идут работы по логистическим проектам. Так, уже завершено строительство железнодорожной линии Боржакты – Ерсай. Проект реализован за счет средств АО «НК «КТЖ» (2,6 млрд тенге) и Национального фонда (6,7 млрд тенге). Эта дорога соединила с ж/д магистралью строящийся паромный терминал в порту Курык, пропускная мощность которого составит порядка 4,1 млн т в год. Предполагается, что

путь Боржакты – Ерсай и паромный терминал создадут еще одни «морские ворота» на Каспии

При этом новая железнодорожная линия обеспечит обслуживание судостроительных и судоремонтных объектов, которые будут построены вблизи порта Курык.

Также в 2016 году планируется ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса в рамках строительства вторых путей на участке Шу – Алматы (общая протяженность — 110 км, реализация за счет АО «НК «КТЖ» в размере 7,3 млрд тенге и Нацфонда – 31 млрд тенге). Теперь пропускная способность этого железнодорожного участка повысится почти в 2,5 раза, а время транспортировки грузов сократится практически в два раза.

Транспортная инфраструктура развивается также на основе государственно-частного партнерства. Например,

наконец-то решено построить железнодорожную линию в обход станций Алматы

Это позволит сократить объем грузовых операций на станции на 40% и исключить простой грузов, следующих через южную столицу транзитом. В текущем году планируется проведение работ по согласованию концепции проекта и разработке конкурсной документации. А само строительство линии займет два года.

"Нурлы жол"

Строительство новых дорог по программе «Нурлы жол». Инфографика «bnews.kz»

 

Нужно ли гордиться министру?

По мнению министра Куандыка Бишимбаева, благодаря антикризисным мерам экономика РК перешла таки в «положительную зону».

Рост ВВП РК составил 0,1% за счет увеличения объемов строительства (на 6,6%), услуг транспорта (на 4,3%), сельского хозяйства (на 2,7%) и обрабатывающей промышленности (на 0,5%)

«Объем инвестиций в основной капитал в Казахстане за первое полугодие увеличился на 8,5% в результате реализации индустриально-инновационных и инфраструктурных проектов в рамках госпрограмм «Нурлы жол» и ГПИИР», — сказал министр.

Однако, по мнению аналитиков «Делового журнала «Казахстан»,

прибавку в 0,1% к ВВП вряд ли можно считать большим достижением именно «Нурлы жол»

«Дело в том, что 259,6 млрд тенге, освоенных в первом полугодии в рамках программы, составляют всего примерно 0,6% ВВП. Хотя и очевидно, что без этих вливаний на фоне низких цен на нефть вероятность экономического спада по итогам первой половины 2016-го была бы выше», — отмечает издание.

И все же, если так можно выразиться,

программа «Нурлы жол» приняла на себя все удары кризисного 2016 года

Почти 770 миллиардов тенге хоть и не превышают 2% в объеме ВВП, но поддержали экономический рост Казахстана, пусть и на минимальном уровне.

Об эффекте от реализации госпрограммы «Нурлы жол» рассказал Бишимбаев