Для преодоления кризиса в 2017 году Акорда может снова «распечатать» Национальный фонд.
Сразу два политолога, из России и Казахстана, сделали прогноз по развитию внутренних и внешних событий в нашей стране на 2017 год. Аналитик из Москвы Сергей Рекеда полагает, что в грядущем году лучшей стратегией для Казахстана будет принцип «ничего не менять». Казахстанский эксперт Султанбек Султангалиев, напротив, считает, что страна может «прорваться» через все неприятности только благодаря активным действиям.
— Год предстоит чрезвычайно сложный. Кроме очевидных проблем по линии противостояния «Россия-Запад», «США-Китай», которые неизбежно затронут весь регион Центральной Азии,
есть опасность обострения ситуации в Афганистане, где нынешний режим испытывает колоссальные трудности,
— говорит сотрудник Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства МГУ ( ИАЦ МГУ) Сергей Рекеда, — не сомневаюсь, что в Акорде это прекрасно понимают.
Московский аналитик считает, что ожидания на 2017 год у Казахстана скорее всего алармистские. Ко всем сложностям добавился элемент непредсказуемости, связанный с успехом Трампа на прошедших выборах в США.
— Может быть в Астане и разделяют энтузиазм некоторых российских депутатов в отношении перспектив сотрудничества с новым главой Белого дома, но нельзя не учитывать такой фактор, как отсутствие серьезного внешнеполитического опыта у Трампа, да и знания по региональным проблемам у нового американского лидера, полагаю, очень приблизительные.
Внешне получается, что
Трамп лучше, чем Клинтон, но чем это «лучше» в итоге обернется, никто в Москве и Астане толком не знает
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев акцентирует внимание на «позитиве», и это, вполне вероятно, его «послание» 45-му президенту США. «Результаты прошедших выборов в США дают определенную надежду на лучший исход», — заявил Н. Назарбаев на II заседании Астанинского клуба.
В этих условиях лучшая стратегия на 2017 год для Казахстана может заключаться в том, чтобы не менять ничего, — считает эксперт. Разумеется,
Казахстан должен оставить неизменными систему распределения внешнеполитических приоритетов — традиционную многовекторность с уклоном к России
Не изменится и комплекс базовых задач на перспективу. Это привлечение международных инвестиций, позиционирование Астаны как арбитра в спорах и конфликтах, осторожное продвижение в рамках экономической составляющей интеграционных проектов.
Кроме этого, избрание Трампа, по мнению специалиста, стало для президента РК хорошей возможностью улучшить отношения со многими зарубежными странами.
— У Трампа выраженного интереса к проблемам российских союзников на постсоветском пространстве не просматривается. И этой «передышкой» Нурсултан Назарбаев уже готов воспользоваться, развивая внешнеполитическую и внешнеэкономическую активность сразу по нескольким перспективным направлениям, — заканчивает Рекеда. — Вполне вероятно, что этот тренд и станет одним из базовых на 2017 год: Южная Корея, Япония, Индия – далеко не полный список новых, но очень важных контрагентов Астаны.
Грядущий 2017 год для Казахстана будет сложным в социально-экономическом плане, — отмечает политолог Султанбек Султангалиев, и перечисляет проблемы, стоящие перед страной.
Это низкие цены на нефть, выставка ЭКСПО, тяжким бременем лежащая на госбюджете, вопиющая неэффективность работы госкомпаний и наконец тотальная коррупция
— Все эти факторы отрицательно повлияют как на экономическую картину развития Казахстана, так и на уровень жизни населения, потенциально способствуя росту протестных настроений в обществе. Естественно, что в Астане прекрасно понимают имеющиеся вызовы, и социальная подушка будет своевременно укреплена путем привлечения средств Национального фонда. В общем, нам будет сложно, но мы прорвемся, — уверен аналитик.
А вот о влиянии американских выборов на нашу жизнь Султанбек Султангалиев высказывается без особой экспрессии.
— Сенсационный приход в Белый дом Дональда Трампа имеет для Казахстана такое же значение, какое имела бы победа Хиллари Клинтон. То есть практически никакого. Мне лично вообще непонятен тот уровень ажиотажа, который возник вокруг 45-го президента США, как и рассуждения о том, как победа Трампа повлияет на весь окружающий мир, вплоть до процесса размножения пингвинов. Очевидно только одно:
после «слоновьего» внешнеполитического вальса, продемонстрированного администрацией Барака Обамы, хуже никому не будет,
потому что хуже некуда.
Султанбек Султангалиев считает, что прагматичная многовекторная внешняя политика Казахстана «с российским акцентом» будет иметь свое продолжение, так как подтвердила свою жизнеспособность.
— Конечно, надо понимать, что в силу имеющейся тенденции в международных отношениях,
рано или поздно Казахстану придется принимать решение, с кем и против кого дружить,
— говорит политолог. — Однако «часу Х» еще далеко до своего наступления. Значит, Казахстану предоставляется замечательный случай продолжить прагматично выжимать все самое полезное для себя из существующей ситуации. Ожидаемо, что в 2017 году Казахстан в статусе временного члена Совета Безопасности ООН еще больше увеличит свою внешнеполитическую активность. Думаю, страна особо проявит себя именно в качестве переговорщика-миротворца в сирийском конфликте.
Недавние визиты президента Нурсултана Назарбаева в Японию и Южную Корею имели несколько целей. Однако, на мой взгляд, было бы ошибочно видеть в этом поиск каких-то новых стратегических друзей. Это просто бизнес и никакой политики.
Президентский визит — как средство напоминания о необходимости и возможности углубления отношений из «конфетно-букетного периода» в более серьёзную фазу
Тем не менее, экономический вектор Казахстана будет развиваться преимущественно в фарватере развития таких масштабных экономических проектов как Евразийский союз и Шанхайская организация сотрудничества, все более скрепляющихся между собою стальной проволокой «Нового Шелкового пути».
Жесткие уроки: в 2017-й Казахстан идет с багажом нестабильности