18+
Нур-Султан
Сейчас
14
Завтра
21
USD
386.71
0.00
EUR
429.17
0.00
RUB
6.02
0.00

Что нужно знать о соцзащите в Казахстане

3488

365info начинает знакомить своих читателей с тонкостями общения с чиновниками и государственными органами. Но для этого неплохо знать, за что отвечают госорганы и какие вопросы находятся в их сфере ответственности.

Поэтому, на этот раз в рамках совместного проекта с фондом «Транспаренси Казахстан» мы будем говорить о социальной защите. Если у вас возникнут вопросы, вы можете задать их в комментариях к этой публикации и на сайте «Транспаренси Казахстан»или в социальных сетях. (Перевод материала на казахский язык читайте на сайте «Транспаренси Казахстан»).

Что такое соцзащита?

Прежде всего, стоит разобраться с понятием «социальная защита». Это система мер, которая должна обеспечить соблюдение прав человека и удовлетворение его социальных потребностей. Это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вне всех членов общества. Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на соцобеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Также каждый работник вправе рассчитывать на справедливое вознаграждение своего труда, которое может обеспечить достойное существование человека и его семьи. К слову, при необходимости оклад может быть дополнен другими средствами социального обеспечения.

Вообще необходимый минимум благ для любого человека — пища, одежда, жилище, медицинское и социальное обслуживание — должен обеспечить поддержание здоровья и благосостояния его самого и его семьи. В случае утраты средств к существованию (безработица, болезнь, инвалидность, старость или потеря кормильца) гражданин может рассчитывать на помощь государства. Оно же обязано уделять особое внимание матерям и младенцам без оглядки на штамп в паспорте: все дети должны пользоваться одинаковой социальной защитой вне зависимости от того, рождены они в браке или нет.

Модели социальной защиты:

• Немецкая модель предусматривает обеспечение социальных прав в соответствии с отчислениями, которые уплатил человек на протяжении всей активной жизни. Для семей с ограниченными возможностями существуют различные государственные программы;

• Английская модель предусматривает предоставление социальной помощи в минимальных размерах независимо от принадлежности к какой-либо категории.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые по каким-то причинам не могут обеспечить себя самостоятельно: безработные, инвалиды, больные, сироты, старики, одинокие матери, многодетные семьи. Как бы то ни было, основными принципами соцзащиты всегда являются: гуманность, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Соцзащита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальные гарантии

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

Социальное страхование — это система социальной защиты, задача которой — обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

Социальная помощь — это денежная помощь и помощь в натуральной форме, в основном финансируется из бюджета и добровольных пожертвований и платится людям, которые находятся в тяжелом материальном положении, как на основе проверки их дохода и наличия средств к существованию, так и по определенным критериям без проверки дохода. Это означает также, что некоторые слои населения будут пользоваться благами программы помощи, а другие будут исключены из сферы ее действия.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты.

Виды социальной защиты

1. Государственные формы:

  • Доступное здравоохранение;
  • Льготы;
  • Доступное образование;
  • Пенсионное обеспечение;
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг;
  • Меры социальной поддержки;

2. Негосударственные формы:

  • Добровольное социальное страхование;
  • Благотворительность;
  • Частные системы здравоохранения и др.

Мы поговорим о государственных.

Какие социальные стандарты и социальные гарантии есть у казахстанцев

В Казахстане минимальные социальные стандарты устанавливаются и применяются в соответствии с Законом РК «О минимальных социальных стандартах и их гарантиях» в следующих сферах:

  1. труда;
  2. социального обеспечения;
  3. образования;
  4. семьи и детей;
  5. здравоохранения;
  6. культуры;
  7. физической культуры и спорта;
  8. оказания гарантированной государством юридической помощи.

Минимальные социальные стандарты в сфере труда

Минимальный месячный оклад, продолжительность рабочей смены, оплачиваемый ежегодный отпуск — это минимальные социальные стандарты в сфере труда

Согласно Трудовому кодексу страны, работник имеет право на:

  • отдых, в том числе оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;
  • возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • обязательное социальное страхование;
  • страхование от несчастных случаев при исполнении трудовых (служебных) обязанностей;
  • гарантии и компенсационные выплаты;
  • защиту своих прав и законных интересов всеми не противоречащими закону способами;
  • равную оплату за равный труд без какой-либо дискриминации.

Соцстандартами в сфере социального обеспечения определяются

  • величина прожиточного минимума
  • размер минимальной пенсии
  • гарантированный объем специальных социальных услуг

Минимальные соцстандарты в сфере образования

  • стандарт дошкольного воспитания и обучения;
  • стандарт начального, основного среднего и общего среднего образования;
  • стандарт технического и профессионального, послесреднего образования;
  • стандарт высшего образования, получаемого на конкурсной основе.

Этими стандартами определяется размер стипендий, государственных грантов, квоты на обучение и льготы для учащихся.

Соцстандарты в сфере семьи и детей

Сюда входит защита прав и интересов детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семью. Стандарт регулирует усыновление, опеку или попечительство, патронатные семьи, пособия опекунам и патронатные выплаты.

Сфера здравоохранения

Этими стандартами регулируется гарантированный объем бесплатной медицинской помощи и обеспечение доступности услуг здравоохранения

Сфера культуры

Минимальные социальные стандарты в сфере культуры обеспечивают реализацию социальных гарантий и прав на доступ к культурным ценностям для всех категорий граждан. Отдельно существуют стандарты по доступности услуг государственных организаций культуры для инвалидов и обеспечению доступа инвалидов к культурно-зрелищным мероприятиям, проводимым государственными организациями культуры за счет бюджетных средств.

Сфера физической культуры и спорта

Этими стандартами обеспечивается доступность спортивных сооружений, находящихся в государственной собственности и нормативы их использования для всех категорий граждан.

Сфера оказания гарантированной государством юридической помощи

Стандарты в этой сфере направлены на реализацию социальных гарантий и социальных прав на правовое информирование, правовое консультирование, защиту и представительство адвокатами интересов физических лиц. Подробнее о том, как правильно подать заявление в суд и выбрать адвоката, читайте в статьях на сайте «Транспаренси Казахстан».

Законы и международные договора, регулирующие социальную защиту в Казахстане

Трудовой кодекс – adilet.zan.kz

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» – adilet.zan.kz

Закон «Об обязательном социальном страховании» – adilet.zan.kz

Размеры социального пособия по временной нетрудоспособности – adilet.zan.kz

Правила назначения и выплаты социального пособия по временной нетрудоспособности – adilet.zan.kz

Всеобщая декларация прав человека – www.un.org

Зачем вам эта информация?

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата.

Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе.

Именно эффективность работы (в том числе и социальных служб) призвана повысить наш проект. И это возможно только с вашей помощью.

Напомним, любые вопросы, связанные с соблюдением социальных гарантий или нарушением ваших прав, можно задать в комментариях к этой публикации и на сайте «Транспаренси Казахстан» или в социальных сетях. (Инструкцию на казахском языке читайте на сайте «Транспаренси Казахстан»). Также вы можете звонить по телефону +7 (727) 379-84-50 или приходить по адресу г. Алматы, ул. Мынбаева, д. 43 А, офис 23. Фонд проводит консультации с 10 утра до 4 часов дня, в будние дни. О времени консультации просим предварительно договариваться с сотрудниками «Транспаренси Казахстан». На сайте вы можете найти базу данных заявлений по типовым жалобам, а также номера телефонов и адреса, в том числе электронные, всех госорганов регионов Казахстана.

Проект реализуется в рамках государственного гранта «Формирование антикоррупционной культуры с привлечением потенциала НПО» Центра поддержки гражданских инициатив и Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан.