Российский президент предлагает заключить союз между ЕАЭС, Китаем, Кореей и Японией.
Осенью 2016 года судьбы мировой экономики решались на Востоке. 5 сентября во Владивостоке состоялся глобальный экономический форум, а в китайском Ханчжоу встретилась «большая двадцатка». И повестка развития ЕАЭС де-факто также переместилась в восточном направлении. Нурсултан Назарбаев дальше всех лидеров стран ЕАЭС продвинулся в Азию. Александр Лукашенко также начал поворот к Китаю. А Владимир Путин предложил расширить Евразийское экономическое пространство.
О том, насколько реально появление нового альянса на просторах континента, размышляет кандидат политических наук, главный редактор портала «Евразия. Эксперт» Вячеслав Сутырин (Россия).
«Все внешнеэкономические треки Евразийского союза сегодня связаны со странами Юго-Востока, — рассказывает эксперт. — Ведь недавний доклад экспертов Евразийского банка развития зафиксировал отсутствие перспектив интеграции с Евросоюзом в ближайшее десятилетие. Контакты комиссии ЕАЭС с Еврокомиссией сводятся лишь к неофициальным рукопожатиям на дискуссионных форумах — ЕАЭС не пускают в Западную Европу.
В этих условиях Москва, разуверившись в перспективах партнерства с Евросоюзом, переключает внимание на Восток. При этом
Казахстан уже давно идет по этому пути и переориентировал нефтегазовую инфраструктуру на КНР
Теперь на повестке развитие международных транспортных коридоров. Словом, отношения с Китаем всех стран евразийской «тройки» – России, Беларуси и Казахстана – вышли на уровень стратегического партнерства, — считает Вячеслав Сутырин.
Однако, несмотря на то, что Китай стал крупнейшим торговым партнером России, экономические отношения Москвы (и еще в большей степени Минска) с Пекином существенно отстают от политических».
Понятно, что в своем движении на Восток ЕАЭС столкнется с множеством препятствий. Это огромные пространства восточной России, сложный климат, низкая плотность населения, слабость инфраструктуры… Для решения этих проблем нужна сильная политическая воля и прорывные шаги, в которых будут участвовать многие страны.
«Ставка исключительно на сотрудничество с Китаем может создать экономически неравноправные отношения, даже в формате «евразийская пятерка + Китай», — продолжает Вячеслав Сутырин. — Инфраструктурное
развитие восточных рубежей Евразийского союза невозможно обеспечить лишь за счет политических решений на уровне глав двух государств
Дальний Восток нуждается в широком фронте инвесторов из разных стран, чтобы разделить издержки за инфраструктуру – начиная от прокладки транспортных маршрутов, заканчивая обеспечением энергетической и информационной инфраструктуры.
И движение в этом направлении началось. На Восточном экономическом форуме во Владивостоке делегации Японии и Кореи, возглавляемые лидерами государств, оказываются больше китайской.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ заявляет об «изменении подхода» к отношениям с Россией и обещает новые инвестиции в Дальний Восток в сфере энергетики, транспорта, здравоохранения и сельского хозяйства.
Президент Южной Кореи Пак Кын Хе предлагает создать зону свободной торговли с ЕАЭС для «активизации экономической интеграции Евразии
и оживления темпов развития Дальнего Востока». Отметим, что Южная Корея отказалась от антироссийских санкций. Также Сеул не стал присоединяться к Трансатлантическому партнерству, продвигаемому США в обход Китая и России».
В созданной межправительственной комиссии Южной Кореи и Беларуси обсуждается упрощение визового контроля.
Казахстан ставит вопрос об упрощении таможенного контроля товаров из Южной Кореи.
Одним словом, «Окно новых возможностей» открылось.
Продолжая идею Нурсултана Назарбаева о создании Евразийского экономического пространства,
Владимир Путин предлагает сегодня сформировать «Большое Евразийское партнерство»
«Речь идет о создании сетевой структуры, которая бы объединяла ЕАЭС, ШОС, Китай, страны АСЕАН, Иран, — отмечает российский аналитик Вячеслав Сутырин.
Выступая во Владивостоке, Путин предложил конкретную повестку Евразийского партнерства:
Все эти инициативы, взятые вместе, равноценны новому экономическому союзу
В начале двухтысячных нечто подобное Россия предлагала Евросоюзу и прежде всего Германии. Однако тогда шанс был упущен. Во многом по причине неспособности решить проблемы безопасности и неготовности сторон к равноправным отношениям. В отношениях с Азией, которые строятся уже в принципиально ином, многостороннем формате, эти уроки надо учесть», — заканчивает анализ Вячеслав Сутырин.