Популистское требование депутата запретить курение за рулем вызвало у экспертов сомнения в его компетенции.
Депутат Омархан Оксикбаев сообщил, что в законе о дорожном движении собираются запретить водителям курить за рулем. Денис Ибрагимов, основатель сообщества «Права курящих в Казахстане» считает это блестящим доказательством некомпетентности авторов запрета и очередной коррупционной дырой.
— Денис, неужели депутатам больше нечем заняться, нежели регулировать, курить мне в машине или не курить?
— В данном случае депутаты заняты своими прямыми обязанностями. Эта инициатива поступила в рамках обсуждения внесения изменений в законодательство о рабочем движении. Разумеется, есть цели – сократить количество правонарушений на дороге, ДТП и несчастных случаев. Эта инициатива депутата Оксикбаева действительно вызывает удивление, потому что… Я не помню дословно цитату, но доводы достаточно интересные.
— Я вам скажу. «Когда водитель отвлекается курить, у него снижается уровень внимания, замедляется реакция. В ходе процесса курения, возможно, сигарета может упасть. И сам процесс курения оказывает определенное воздействие на мозг. Мы ввели запрет на разговоры по телефону, а это еще хуже, чем разговоры по телефону, потому что двойное отключение».
— «Потому что двойное отвлечение». Я хорошо запомнил эту фразу. Я могу сказать, что
депутат в данном случае тоже демонстрирует какое-то отвлечение от реальных проблем, которые бы стоило реально изучить,
поднять в дискуссии по данной теме. А что касается запрета на курение… Я не вожу авто. Я — частый пассажир и знаю, как ведет себя человек за рулем. На моем веку не было случая, когда сигарета или само курение были бы причиной ДТП. Это совсем безосновательное заявление со стороны депутата у меня вызывает некоторые вопросы. В цитате, которую вы привели, не сказано другое. Депутат Оксикбаев заявил, что у рабочей группы, к сожалению, нет четкой картины происходящего.
— Нет статистики. Было сказано, что свыше 3000 граждан погибают в ДТП.
— Плохо, что нет статистики, от каких именно нарушений. Тем не менее мы уже готовы внести некоторые изменения, не имея вообще никакой картины, никаких по большому счету доводов, оснований. Фраза, что курение воздействует определенным образом на мозг… Возможно, депутат имеет какие-то медицинские исследования на этот счет, какую-то общемировую практику? Тогда надо начинать с этого, с аргументов. А так
это предложение, не имеющее под собой никаких оснований, чистый популизм, имитация рабочей деятельности
— С точки зрения закона, машина – это продолжение моего дома, моя частная собственность. Как можно запретить курить?
— Не знаю – законно это или незаконно. Справедливо запрещать курение в автомобиле? Так стоял вопрос. Единственная причина запрета курения в автомобиле — если там находятся другие люди, в частности дети.
— И депутаты.
— Я вносил такое предложение, когда комментировал это заявление депутата на Facebook.
— Дети и депутаты.
— Я предлагал эти условия. Пусть введут запрет на курение в авто, если там находятся дети и депутаты. Если оставить шутки и иронию, это логично и разумно. Дети, где бы они ни находились, по-хорошему должны быть ограждены от табачного дыма. Еще более по-хорошему они должны быть ограждены от лицезрения пьяных людей и их неадекватных поступков. Но реформа взаимоотношений взрослых и детей — это совсем другой вопрос. А вот ответы на вопросы, где можно курить, какое следует наказание, темы антитабачных перегибов…
— Которые из курильщиков делают изгоев.
— Совершенно верно.
— Только вражду разжигают.
— Эту тему я поднимаю уже года два.
Существует коррупционная составляющая нынешнего антитабачного законодательства страны
Пример: я шел по парку, курил. Навстречу патруль: «Здравствуйте! Предъявите документы! Вы нарушаете запрет на курение в общественных местах!» Мне стало интересно. Я-то считаю себя человеком более-менее осведомленным в этом вопросе. Дай-ка пообщаюсь с ребятами. «Что именно я нарушаю?» И они вместо того чтобы внятно объяснить правонарушение, начинают ссылаться на статью 441 кодекса об административных правонарушениях РК. Она регулирует наказание за нарушение другой статьи – статьи 159 кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения. Именно статья 159 определяет места, где курить можно. И если ты куришь не в том месте, которые там перечислены, значит это неразрешенные места. Ты нарушаешь закон.
— Попадаешь под действие этой статьи.
— Эти ребята мне с удовольствием показывают — вот, мол, статья и штраф. Но там ни слова не сказано, где именно нельзя курить! Поэтому теоретически они могут подойти к любому гражданину где угодно и ссылаясь на эту статью, сказать – «вы курите в неположенном месте». И если гражданин не очень осведомлен, он поведется. Он постарается дать так называемый «черный штраф», чтобы его отпустили. Патрули или сотрудники правоохранительных органов этим пользуются. Все это несправедливо и незаконно.
— Это и есть коррупционная составляющая. Но ближе к делу. Где можно и где нельзя?
— Везде можно курить, кроме тех 10 пунктов, перечисленных в той самой статье 159. Уточню – пункты 5 и 6. Пункт 5 – полный перечень мест. Пункт 6 – уточняет три пункта в предыдущем. Там есть пункты общественного питания, здания аэропортов, железнодорожных вокзалов, если не ошибаюсь, суда – речные, воздушные, транспортные. В пункте 6 сказано, во всех этих местах тоже можно курить, если там оборудовано специальное помещение для курения.
— Что такое отдельное общественное место?
— Это те самые места, перечень которых представлен в статье 159. Они поэтому и отдельные.
— Получается, в скверах можно?
— Можно присесть на лавочку и покурить. Но я периодически слышу истории о том, что человек в сквере или на площади, в любом пункте, который не перечислен в этих десяти пунктах, курит, к нему подходят, пытаются оштрафовать, каким-то образом нагнуть. Отнимают время, нервы. Не ведитесь! Ссылайтесь на 159 статью кодекса о здоровье.
— В последнее время, во многом благодаря антитабачному закону, общество старается разделить и вызвать вражду, давайте так это назовем, между людьми некурящими и курящими. Мне кажется, это несправедливо. Потому что курящие — такие же люди, плохие и хорошие. И нельзя их делить только по этому принципу. Это метод, чтобы воспитывать? Если он курит, значит плохой априори.
— Это не метод. Это то, о чем я говорю постоянно на протяжении уже 2 лет. К сожалению, антитабачная кампания, не казахстанская, мировая, привела к тому, что у людей некурящих возникла уже даже не неприязнь, а агрессия по отношению к курящим людям. Я это периодически наблюдаю в Facebook в комментариях. Люди совсем не стесняются в выражениях. Не буду говорить за всех. Есть масса людей адекватных, которые против курения, поддерживают антитабачные мнения, но корректны в высказываниях, знают, где перегибы, где нюансы, на которые стоило бы обратить внимание, агрессию не проявляют. Но немало тех, кто агрессивен. Среди них есть, кто не понимает запрет на курение в общественных местах. Для них общественные места — это места, где есть общество. Но это не так. Закон регулирует именно отдельные места. Поэтому возникает много споров и оскорблений. Я сам не против антитабачных мер. Просто прежде чем этот вопрос перевести в плоскость запретов, нужно построить диалог. Нам, участникам сообщества «Права курящих в Казахстане», хочется поговорить с представителями власти. В частности, с профильными ведомствами – Министерством здравоохранения, Министерством внутренних дел, раз они берутся за регулирование этих вопросов. Я готов к диалогу. Но представители антитабачной коалиции, боюсь, к нему не готовы. Они, как мне кажется, не способны договариваться.
— Я думаю, такой диалог должен состояться. Иначе мы видим игру только в одни ворота.
— Я еще раз говорю, я – за антитабачные меры. Я выступаю за ограничение мест для курения. Но с обсуждением нюансов.
— И с учетом того, что все-таки курить или не курить – личное дело каждого. Это свобода выбора, которую никто у нас не отнял и отнять не может.
— Безусловно.
Видеоверсию смотрите здесь.