Этот Казахстан спрятан от посторонних. К сожалению. Но быть может Даниал Ахметов откроет его секреты всем?
Глубинка Восточного Казахстана таит настоящие сокровища. Царская долина наполнена золотом и историческими артефактами. На жайляу тучный скот набирает вес, а местные жители с трудом справляются с урожаем. Здесь не рассуждают о девальвации — некогда, да и непонятно — дел много. Общаясь с людьми, живущими в казахстанском Алтае, иногда чувствуешь, что попал даже не в другую страну — на другую планету… И все-таки это наш Казахстан.
Катон-Карагайский район расположен на границе Казахстана с Монголией, Китаем и Россией. Долгое время въезд сюда был закрыт, но теперь власти хотят открыть всему миру красоты Алтайского края. Правда, сделано для этого пока немного — открыт въезд. А добраться сюда непросто. Но все же оно того стоит — такой Казахстан не видели даже многие казахстанцы! Мы отправились в глубины края за сокровищами и открытиями.
Наша первая точка на маршруте — знаменитый гостевой дом Исатая Сулейменова. Знаменитый потому, что является фактически первой гостиницей в этих местах. Сарафанное радио медленно, но верно рекламирует начинание простого селянина, который одним из первых стал привечать туристов в этих потрясающих краях.
От Усть-Каменогорска до Катона, бывшего центра этих мест, около 350 км. от Катона до села Урыля, где живет Исатай Сулейменов, еще 70 км.
Строго говоря, Урыль — административное поселение, куда входят несколько поселков: сам Урыль, Енбек и приграничный Арчаты, расположенный на самом «краю» Казахстана. Живет здесь чуть больше тысячи человек. Среди них мы белые вороны.
Местным не до праздных разговоров. В этом году сельчане не успевают вовремя провести сенокос — из-за обильных дождей травы слишком много. Сенокос, медогонка, дойка кобылиц — день сельского жителя в летнее время начинается в пять утра и длится до поздней ночи. Здесь повсюду домашний скот — животных просто не счесть. Мы, туристы, видим лишь малую часть, основной скот находится на верхнем джайляу в труднодоступном горном месте.
Почти в каждом дворе большие огороды с картошкой. Жирная почва и относительная влажность позволяют собрать урожай в несколько тонн.
Наша первая собеседница здесь, Сайран-апа, рассказывает, что кроме картошки она посадила морковь, капусту и лук, которые сдает в местный магазин. Дал в этом году хороший урожай и особый сорт клубники.
Сайран-апа сейчас на пенсии, но продолжает работать учительницей в поселковой школе. Ее дети выросли и живут в Усть-Каменогорске.
Когда мы приехали, она готовила бешбармак на летней кухне. По ее словам, без хорошей мясной еды невозможно прожить.
— Чтобы жить в горах, человек должен хорошо есть, — объясняет Сайран-апа местные правила питания.
Вместе с мужем, который ей помогает во всем, они держат 9 коров. Молоко, сметану, курт, творог сдают в детский сад и магазин. Молока у них в изобилии:
— Дети мне говорят, чтобы я отдавала молоко телятам, но я не могу так, — смеется она. — Благодаря хозяйству мы купили квартиру в Усть-Каменогорске. Всю жизнь привыкла успевать и в школе, и дома.
Кроме того, Сайран-апа — мастерица по изготовлению алаши и сырмаков из войлока. Вообще такое ремесло очень рапространено в этих краях — многие местные жительницы изготавливают из войлока бытовые вещи и плетут алашу из шерстяных ниток.Традиционно изображается марал — национальный символ Катон-Карагая. Старинной технике Сайран-апа научилась у матери.
— Зимой, когда работы меньше, я сижу по вечерам и прокладываю стежки. На этот коврик ушло несколько месяцев, даже не знаю, во сколько его оценить. Пусть пока останется у меня, — отказала нам Сайран-апа при попытке купить этот шедевр. Местных жителей суета рыночной экономики не задела, здесь своя логика жизни, в том числе и купли-продажи.
Раушан — еще одна местная жительница, охотно вступившая с нами в беседу. Сейчас у нее небольшой перерыв в работе — в летнее время она доит всего двух кобылиц, основное стадо находится в горах. Но даже в острый период занятости Раушан успевает ухаживать за кобылами и коровами, а еще преподавать в школе.
— Свежее кобылье молоко пользуется спросом у приезжих, за литр кумыса 350 тенге, — объясняет нам она. — Девальвация или нет, а цена кумыса осталось прежней, как и пять лет тому назад — смеется Раушан. Она просит привезти в следующих раз алматинских яблок и не может допустить даже мысли, что где-то могли утратить сокровища, подаренные человеку природой. Между тем алматинские яблоки уже больше легенда, нежели реальность.
Основной доход местные жители получают от разведения домашнего скота. Кроме того, они получают дополнительный сезонный доход от богатого кедрового леса — каждый может собрать до 10 кг шишек. На дополнительный сбор надо купить в местном лесничестве недорогое разрешение.
Жизнь здесь крайне нетороплива. Об этом можно судить не только по манерам и жестам местных, лишенных всякой суеты, но и по благам цивилизации, которые сюда явно не торопятся. Центральное водоснабжение в село провели только в 2015 году. До сих пор не всем по карману провести воду в свои дома.
Старинный дом семьи Басарбиновых сразу привлекает внимание. Несколько лет тому назад в селе была целая улица, построенная из деревянных домов. Но при переезде местные жители разобрали и увезли их. Причина на то была веская — качество бревен. Для постройки используется лиственница, которую вымачивают в воде по особой технологии. Такое дерево не берет топор, а дом из лиственницы долго сохраняет тепло.
Наташа и Андрей Басарбиновы — местные старожилы. Андрей хорошо говорит на казахском языке, знает множество пословиц и поговорок. Он работает в комендатуре. Его предки — казаки-староверы, которые охраняли царские земли на горе.
Наташа рассказывает:
— Иногда нас спрашивают — не собираетесь уехать? Но
местные казахи сами нам говорят: «Куда вам ехать? Здесь ваша родная земля, кости ваших предков похоронены»
Одно плохо — безработица. На жизнь мы не жалуемся. Держим скот, огород, хорошо живем и детям еще помогаем.
Предки Басарбиновых выполняли в этих местах важную работу. В начале 20 века здесь, еще до революции, царский землемер проложил просеку в лесу. Одна сторона стала государственным лесом, другая — лесами Его величества. Эту просеку шириной в 40 метров видно до сих пор с расстояния 5 км — тонкая прямая черточка.
Исатай-ага — первый и пока единственный, кто открыл в Урыле гостевой дом. В отличии от других сельчан, принимающих туристов на дому, он построил отдельное помещение. А еще он не только хозяин, но и гид, который может провести экскурсии и показать местные красоты.
Этот свой «бизнес-проект» Исатай начал по подсказке:
— Однажды мне позвонил незнакомый человек — приехал из Павлодара по работе. Попросил остановиться у меня на несколько дней вместе с семьей. Я удивился, но обещал встретить его с казахским гостеприимством. Уже забыл про этот звонок, когда он позвонил снова и действительно приехал вместе с семьей. Мы вместе выезжали на Рахмановские ручьи, устраивали пикники на берегу Бухтармы, ездили по всем интересным местам. Все прошло очень хорошо. Перед отъездом гости настояли на том, чтобы заплатить мне. К тому времени мы собирались переезжать в Усть-Каменогорск к детям и внукам. Ведь немолодые уже, пора воспитывать внуков. Но после этого случая подумали, что можно устроить малобюджетный гостевой дом.
— Мы можем принять одновременно 10 человек. Порой у нас ночуют водители маршрутного автобуса. Раньше до поселка ходил автобус, но таксисты не дали работать человеку, забирали людей. После этого два года не было автобусного сообщения. Я предложил открыть автобусный маршрут своим знакомым, теперь с 15 марта этого года работает каждодневный маршрут Урыль – Катон – Усть-Каменогорск и обратно. Выезжают в 7 часов утра, проезжают переправу через Иртыш на пароме и после обеда уже в Усть-Каменогорске. Разница очевидна — таксисты с каждого человека берут по 5000 тенге, а на маршрутном автобусе билет стоит 2400 тенге.
— Туристы приезжают сюда каждый год. Информация о моем гостевом доме распространяется по сарафанному радио. В этом году у нас людей побольше: приехала группа студентов из России, чтобы вести научные исследования. Мы сдаем не комнаты, а койко-место. Берем 2 тысячи тенге, но стараемся, чтобы людям было комфортно. Когда к нам приезжают 2 человека на неделю, они забирают две комнаты и к ним никого не заселяем. Для поселка это приемлемая цена. И людям хорошо, что цена экономичная, и нам хорошо — небольшая прибавка к пенсии. Мы заняты и чувствуем себя полезными.
— Понятие гостевых домов пришло из проектов ПРООН. Гостевые дома развиты в России — на их территории большая часть уникальной горы Белуха, там очень много путешествуют. Но почему бы и нам так не делать? Мы находимся слишком далеко от центра. Здесь, кроме туризма, не во что вкладываться. В таком регионе сложно строить гостиницы — проще сделать размещение на дому. Большие вложения не окупаются за короткий туристический сезон. Конечно, есть и гостиницы, но они ориентированы на дорогостоящее пантолечение.
— К примеру, если в Урыл приехали люди, они останавливаются у меня на 2-3 дня. Я показываю им все хорошие места, дальше передаю их в гостевой дом в Береле, после они едут в Березовку и так далее. Таким образом они могут объехать весь край. В Катон-Карагае настолько много интересных мест, что можно возить неделями. Я прекрасно знаю свой край, по каким тропам можно пройти, какие места существуют для сбора ягод, грибов, редких трав. Я сам ограничен в транспорте, по горным местам нужен вездеход или крепкие верховые лошади.
Я бы хотел получить грант, чтобы сделать ремонт в домах, построить летнюю кухню. Нанял бы поваров, закупил ездовых лошадей, чтобы ходить с туристами по маршрутам. Сдавал бы лошадей по приемлемой цене. Не каждый турист может платить за лошадь 5 тысяч тенге в день. И видя такой пример, другие сельчане потянулись бы создавать условия для внутреннего туризма.
На следующее утро мы направляемся вместе с Исатаем на раскопки Берельских курганов в знаменитую Царскую долину. Проезжаем через подвесной мост для пешеходов и легкого транспорта через реку Бухтарму. По пути заезжаем к местному пасечнику Тимофею, который еще и держит кобылиц. Он радушно встречает нас и угощает напитком из свежего кумыса и меда. Говорит, что это лучшее средство для укрепления иммунитета.
Наша следующая остановка — поселок Джамбул. В советское время он был известен огромным мараловодческим хозяйством. По подсчетам старожилов, в хозяйстве насчитывалось 3000 — 6000 голов маралов.
— В 80-е Джамбул называли валютным совхозом. Директор ездил в Сингапур устанавливать партнерские отношения. Также работали с японцами, корейцами. Были еще Черновинский совхоз — там разводили пятнистых оленей — и Катон-Карагайский совхоз, занимавшийся маралами, — рассказывает Исатай-ага.
История разведения маралов здесь насчитывает тысячи лет. По Алтаю проходила часть Великого Шелкового пути — в Китае с древних времен знали и развивали медицинское пантолечение. Алтайцы, зная, каким ценным товаром являются рога маралов, торговали с китайскими купцами. В XVIII веке за килограмм пантов алтайского марала давали один килограмм серебра.
— Еще до царских времен здесь начали разводить маралов русские переселенцы, — продолжает рассказ Исатай-ага. — Они держали огромные сады-загоны для маралов. Во времена Советского Союза, в 60-е годы создали промышленную технологию разведения маралов. Со слов старых людей, которые уже ушли, испокон веков наши предки торговали с Китаем. Для людей было в порядке вещей разводить маралов. Это традиционный промысел в этих краях.
В подтверждение своих слов он ведет нас к камню с петроглифами, который обнаружил, когда пас стадо.
— Это камень с петроглифами зарегистрирован как официальный памятник. Его немного попортили вандалы, но в целом рисунки различимы. На нем изображены маралы, олени и люди верхом на них. Я осматривал местность всюду — кроме этого камня больше подобного нет, как будто кто-то принес его сюда. К нам приезжал гидрогеолог. Осмотрев этот камень, сказал, что он образовался в мезозойскую эру. Правда это или нет, сказать не могу.
Царская долина — уникальный памятник истории Казахстана. Это специально выбранное жрецами место для погребения представителей царской семьи и аристократии древних жителей Алтая. Идеальная треугольная платформа — природная терраса, которая возвышается на 50 метров над уровнем Бухтармы. С одной стороны бежит река Бухтарма, с другой — река Белая Берель, третья река называется Сакатушка, все это окружено горами. Такая естественная платформа редко встречается в природе.
В этом году начнется строительство Берельского музея-заповедника, в котором будет выставлена часть экспонатов, найденных на Берельских курганах.
Первые раскопки в Царской долине начались в 1959 году, когда советский археолог Василий Радлов возглавил экспедицию «Большой Берельский курган». По подсчетам ученых, курган содержит около ста захоронений, которые датируются разными временными промежутками: сакский период (IV-III вв. до н. э.), гунно-сарматская эпоха (II в. до н. э.-II в. н. э.) и древнетюркский период (VIII в.).
Грифон, «стерегущий золото», стал символом музея. Его образ был взят из алтайской культуры. Согласно записям Геродота, на территории современного казахстанского Алтая жили сказочные племена грифов, охраняющих золото.
Начиная с 1998 года, раскопки непрерывно ведет знаменитый профессор-археолог Зейнолла Самашев, ему принадлежит большая часть открытий, в том числе курган № 11. Именно в нем было обнаружено захоронение вождя и его матери в сопровождении 13 лошадей в золотом убранстве, датируемое IV-III вв. до нашей эры. Благодаря феномену вечной мерзлоты сохранились такие органические материалы, как шкуры и мясо лошадей. Был проведен эксперимент — кусочек мяса из захоронения дали попробовать собаке одного из жителей села Берель и… с животным ничего не случилось.
Сегодня основное место работы в Царской долине — курган № 2. Активная работа здесь идет благодаря инициативе акима ВКО Данияла Ахметова. При поддержке властей в следующем году здесь будет открыт музей под открытым небом.
Это погребение оказалась женским. Примерный возраст женщины — 30-35 лет. Она была одета в расшитый золотом халат, вместе с ней в могилу опустили семь жеребцов огненной масти, что указывает на ее высокий социальный статус. Также рядом находятся два кувшина — это редкость, обычно в могилу здесь кладут по одному. Первый конь лежит в маске, которая покрыта золотым орнаментом в виде петуха. Образ этой птицы играл особую роль у алтайцев. Останки женщины плохо сохранились, погребение было разграблено и повреждено современниками усопшей.
Недалеко находится курган № 1, датируемый 367 годом до н. э., в нем было захоронение царя с 17 жеребцами. Разница во времени захоронения несколько лет. Ученые считают, что это близкий к царскому роду человек. Существует рабочая версия, что это жена царя, а может просто любимая женщина.
В этом году началась музефикация кургана. Захоронение будет накрыто стеклянным саркофагом и доступно круглый год. Это исключительный случай, когда находки будут открыты не только для ученых, но и для всех туристов.
Заканчивается наша поездка еще одним маршрутом Национального парка — к озеру Тихое. На прощание Исатай-ага говорит:
— Когда к нам приезжали туристы из Швейцарии, местные жители подняли за них тост: «Катон-Карагай – это вторая Швейцария!» Тогда гости возразили: «Это Швейцария – второй Катон-Карагай».
Фотографии Аиши Халел.
Благодарим за содействие туристический информационный центр ВКО
Гостевой дом в Урыле — 87784687278, 87784304407 (Исатай — ага)