Попытка властей оправдать повышение цен на дизель водителями из Кыргызстана не выдерживает критики.
На казахстанских заправках вырастут цены на солярку. Стоимость повышают, чтобы транзитному транспорту из соседних государств было невыгодно заправлять в Казахстане полный бак. Но пострадают от этого простые казахстанцы.
Вице-министр Асет Магауов сообщил журналистам, что Министерство энергетики считает необходимым отказаться от регулирования цен на дизельное топливо. По его словам, большая разница в ценах с Россией и Кыргызстаном просто вынуждает сделать этот отчаянный шаг:
«Мы видим большой рост потребления в приграничных регионах Казахстана. Очень много транзитного транспорта предпочитает заправляться именно в Казахстане. Также идет вполне легальный вывоз дизельного топлива грузовым автотранспортом в баках, в больших объемах, по нескольку рейсов в день делают», — сообщил вице-министр.
Чтобы соседям было невыгодно заправлять у нас полные баки соляркой, министерство отпустит цену на дизтопливо в свободное плавание. Но выставит «ограничительные буйки»:
— После снятия госрегулирования цен на дизельное топливо, возможно, оно будет продаваться по 115 тенге за литр, — сказал Асет Магауов.
Однако этот шаг будет способствовать снижению уровня жизни в Казахстане, отмечают эксперты. Дорогое дизтопливо приведет к удорожанию перевозок, а значит и социально значимых товаров. Уровень жизни казахстанцев снизится. Но зато россиянам и киргизам будет уже не так выгодно заправлять полные баки нашей соляркой.
Дизельное топливо широко распространено среди с/х, ж/д, авто-, мототехники, электростанций. О том, что специальные цены для аграриев, действующие во время уборочно-посевных работ, сохранят, представители министерства сообщили сразу же, предупреждая вопросы журналистов. Но про дотации ж/д и автоперевозкам не было сказано ни слова. Значит удорожание солярки приведет к увеличению себестоимости услуг перевозок, что, естественно, повлечет повышение тарифов.
— Затраты на транспортные расходы имеют различную долю в себестоимости отраслей, где-то она может составлять и третью часть, а где-то и половину, — говорит директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин. — Это значит, что при значительном росте цен на топливо не за горами взлет цен на продукты питания, потребительские товары, платные услуги, в том числе на проезд в общественном транспорте и ЖКХ. К тому же ослабление тенге на 4.3 процентного пункта добавит темп росту потребительских цен в Казахстане.
Знают ли в министерстве, к каким негативным социально-экономическим последствиям приведет рост цены на дизтопливо? Безусловно, знают. В сентябре 2015 года закончился режим регулирования цен на бензин Аи 92. В декабре 2015-го было заявлено о возможном отпуске цен на оставшиеся регулируемые государством виды горючего – дизтопливо и бензин Аи-80. Тогда же сообщили, что проведут исследование — как отразится на экономике страны «свободное плавание» цен на бензин АИ 92.
— Найти какие-либо публикации о результатах этого исследования мне не удалось, — говорит экономист, аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов. — Однако вопрос об отпуске цен на дизтопливо в свободное плавание был закрыт на полгода. Второй раз минэнерго поднимало эту тему в конце мая-начале июня. И опять тишина. Только сейчас они решились на конкретные действия.
Все это, по словам эксперта, говорит о том, что Министерство энергетики, возможно, пытается манипулировать цифрами и фактами.
— Сейчас на ряде заправок нет в свободной продаже дизельного топлива, при этом министерство заявляет, что и дефицита нет,
— подчеркивает эксперт. — Чиновники, видимо, просто «устали» регулировать цены на топливо. Помните, раньше они ссылались на очень сложную — «в семь этажей» – формулу расчета предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, где одним из параметров была стоимость доставки топлива из Италии в Казахстан? Понятно, что из Италии его никто сюда возить не будет, но формула учитывала этот показатель. Теперь веским основанием для отмены госрегулирования, а следовательно и повышения цены, чиновники называют транспорт из соседних государств, заливающий на территории Казахстана полные баки и таким образом вывозящий наше дешевое топливо. Только
для создания дефицита дизтопливо нужно вывозить не бензобаками проходящих автомобилей, а цистернами…
Но, по крайней мере, в Россию в таких объемах его вывозить бессмысленно, поскольку там продажа топлива классом ниже, чем Евро 5 (которое у нас практически еще не производится) запрещена.