Глава оренбургского объединения этнических казахов рассказали о проблемах, которые удерживают их от возвращения на историческую родину.
Побеседовать с почетным председателем Ассоциации казахов Оренбуржья Азаматом Байдавлетовым удалось корреспондентам издания «Эврика». Он рассказал, что в Оренбургской области России насчитывается официально не менее 136 тысяч этнических казахов. Эти люди в основном занимаются сельским хозяйством, часть также занята в бизнесе и строительстве. Сегодня казахская молодежь массово покидает деревни и преберирается в города.
— Да, может, не у всех есть возможность содержать ребёнка в городе, но главное — старт. Поэтому казахская семья продаст последнюю бурёнку, но ребёнка на учёбу отправит. К примеру, сегодня очень много этнических казахов, которые обучаются в Оренбургском аграрном институте и медицинском институте. Причём, можете себе представить: 50% студентов «аграрки» — это этнические казахи!, — рассказал Байдавлетов.
Не обходится и без трудностей. По его мнению, главная проблема российских казахов — отсутствие родной языковой среды и, соответственно, плохое знание казахского языка.
— Конечно, российские законы разрешают изучение в оренбургских школах казахского языка, выделяя на это до 5 часов в неделю. Но когда-то наши старейшины сделали осознанный выбор в пользу 2 часов в неделю, и теперь нынешнее поколение столкнулось с обратным эффектом. Дело в том, что российская школьная программа довольно сложная. Да и наши старшие выбирали для своих детей дополнительные уроки к существующим — по математике, физике, химии, географии. Логика руководства казахской диаспоры, казалось бы, была понятной: осваивать точные науки, чтобы, выбравшись из села, дети не страдали из-за низкого образования, а родной язык… — сетует глава Ассоциации казахов Оренбуржья.
Считалось, что языку сможет научить диаспора. Однако в итоге вышло так, что знание языка на крайне низком уровне, а сильных преподавателей почти не осталось.
Азамат Байдавлетов считает, что у Казахстана уже в ближайшем будущем есть хорошие шансы стать высокоразвитой страной и увеличить население до 30 млн человек. Для этого, по его словам, нужны эффективные программы по репатриации этнических казахов. На сегодняшний же день
казахская молодежь не спешит покидать Россию — в первую очередь из-за языковой проблемы
— Четверть века назад в Оренбургской области в 48 школах преподавали казахский язык, сегодня — только в 20. Было также 86 факультативных групп и более 100 кружков, но сейчас их, увы, нет. Сколько девушек казахская община отправляла все эти годы в Казахстан на учёбу, чтобы они по возвращению преподавали казахский язык! Но все они благополучно вышли замуж и остались на исторической родине, — отметил Байдавлетов.
При этом молодежь испытывает большое желание переселиться на историческую родину, но боится, что не сможет реализовать себя на новом месте.
— Во-первых, наша молодёжь не готова к делопроизводству на казахском языке. Во-вторых, отсутствие знания базового казахского. Это работает против нас. Не раз бывало, к примеру, такое, когда на наши вопросы на русском языке наши казахстанские сородичи попросту не отвечали. Такое вот отношение, чего уж скрывать, — считает Азамат Байдавлетов.
Он уверен, что казахстанские чиновники недооценивают российских казахов. Согласно переписи, их в России проживает 1 млн 150 тысяч, большинство из взрослых имеет высшее образование, которое, отмечает Байдавлетов, по качеству превосходит среднестатистическое казахстанское.
Некоторые все же пытаются уехать в Казахстан. Так, в Оренбурге создан центр, в котором около 120 человек изучают казахский язык. Большинство из них — тек, кто собрался переехать на историческую родину. Этим людям в первую очередь интересны Астана, Алматы и Актобе.
— На протяжении последних 10 лет я стучусь во все двери, неоднократно обращался к казахстанской стороне. Я прошу об открытии в Орске обучающего центра для этнических казахов и утверждении двух ставок для преподавателей казахского языка. Мы нуждаемся именно в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовой методикой обучения языку, — поделился Байдавлетов.
Однако усилия его зачастую пропадают понапрасну ввиду статуса Ассоциации как общественной организации, не имеющей влияния в масштабных вопросах.