Какие политические последствия влечет за собой снятие санкций с Ирана? Казалось бы, страна теперь может начать развиваться экономически — ведь она как минимум вернет примерно 100 млрд долларов, которые были заморожены на счетах. Но с расширением экономических горизонтов Иран расширяет свои политические амбиции, что начинает чувствовать на себе Ближний Восток. Там за последние несколько месяцев Иран показал себя агрессивно и авантюрно, вмешиваясь в события в Сирии и Йемене. Особое место во внешней политике экспансии Ирана занимает Евразия.
Тегеран вообще давно стремится влиять на постсоветское пространство. Тем не менее, многолетний статус изгоя и понимание соседними странами, чего может стоить занятие неправильной позиции в отношениях с США и Европой, сдерживало амбиции Ирана. И все-таки экономически Иран постепенно и очень глубоко зашел на кавказский рынок. Предприняв ряд дипломатических усилий, Иран присоединился к ключевым региональным инициативам в области энергетики – Транс-анатолийскому газовому трубопроводу (ТАНАП) от Азербайджана до Турции. Так политики Тегерана предполагают связать богатые газовые запасы своей страны с еврозоной через Закавказье.
С целью дальнейшего закрепления достигнутого, за последние несколько недель Иран начал новый раунд переговоров с Арменией, Азербайджаном и Грузией. До конца июня 2016 года Иран и Азербайджан подпишут пакет документов об экономическом сотрудничестве.
Армения также подписывает новые контракты с Ираном и таким образом уравновешивает свое участие в Евразийском экономическом союзе под лидерством Москвы
Изложенные выше инициативы и нарождающийся консенсус между Ираном и Закавказьем говорят о появлении нового стимула развития для экономически застойного региона.
Тем временем отмечаются и растущие контакты с главным региональным партнером Ирана – Россией. Связи между странами были установлены в начале 90-х гг. 20-го века, когда Россия, шатавшаяся после распада СССР, искала и получила нового стратегического партнера. Страны в принципе были близки и во времена Холодной войны, но именно после распада СССР сотрудничество стран достигло максимума, особенно в военно-техническом взаимодействии и помощи России в атомных разработках Ирана. В свете новой сделки западного мира с Тегераном, Иран и Россия сблизились еще больше – например, урегулировали затянувшийся спор о поставках комплексов ПВО С-300, договорились о передаче Ирану некоторых разработок в области танкостроения и совместном выпуске самолетов Су-30.
Самым значительным достижением стала окончательная договоренность о военных закупках Ираном российской продукции на сумму в 8 миллиардов долларов США
При этом недавно лидер Ирана Али Хаменеи официально представил общественности Шестой план развития, по которому оборонный бюджет страны вырастет до 5 млрд долларов, что составляет 5% от ВВП и дает фундамент для устойчивой и массированной модернизации армии и обороны. Россия станет ключевым партнером по военной модернизации.
Растет и ценность Ирана для России. Россия страдает от санкций Запада и падения цен на нефть и рассматривает отношения с Ираном с точки зрения как экономической, так и стратегической. Министр обороны России заявляет, что страны готовы совместно решать «общие вызовы и угрозы» в Сирии и любом другом месте.
Самым важным событием должно стать принятие Ирана в Шанхайскую организацию сотрудничества. Как известно,
настоящей, но не прописанной целью ШОС является противостояние распространению влияния Запада в бывшем СССР
Иран участвует в ШОС в качестве наблюдателя с 2005 г. Принятию его в ШОС в качестве полноценного члена, пользующегося всеми гарантиями безопасности, препятствовали санкции ООН. Сейчас же
Иран скоро станет частью энергетически богатого союзнического объединения, которое на Западе негласно называют «ОПЕК с бомбой»
Санкции, которые должны были сдержать развитие атомной индустрии Ирана, в конечном счете помогли ему стать новым силовым брокером Евразии».
Источник: Foreignaffairs