Нур-Султан
Сейчас
-14
Завтра
-6
USD
422
+0.07
EUR
512
+0.04
RUB
5.61
+0.02

Авиакомпании возмущены новым законом «О защите прав потребителей»

5168

фото с сайта orenday.ru

фото с сайта orenday.ru

Коллизия норм или какому закону отдать предпочтение

Сложно представить себе пассажира, который был бы в восторге от невозвратных билетов. Как оказалось нет и авиакомпании, которая вот так запросто отказалась бы от реализации невозвратных билетов, повинуясь закону о защите прав потребителей. В юридической службе ТОО «Интернет Туризм», работающей под брендом Chocotravel, даже нашли лазейки, позволяющие объяснить, на каком основании они отступают от норм закона о защите потребителей.

Советник по правовым вопросам Ашот Ниязов на запрос редакции написал следующее: «Авиакомпании имеют право устанавливать специальные тарифы, которые нельзя вернуть или обменять, потому что деятельность авиакомпаний регулируется специальным законом. Соответственно, закон о защите прав потребителей не применяется при осуществлении возврата неиспользованных билетов».

Следуя логике Ашота Ниязова, общие положения о Договоре перевозки указаны в ст. 688 ГК РК, и она отсылает нас к специальным законам, а именно к

Закону РК от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»

Как объясняет юрист, в соответствии со ст. 76 данного Закона, коммерческие воздушные перевозки выполняются на основании договора воздушной перевозки и регулируются Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, то есть закон говорит нам, что коммерческая перевозка пассажиров регулируется Правилами.

А в правилах написано следующее: перевозчик выполняет перевозку пассажиров регулярными рейсами в соответствии с заключенными авиакомпанией договорами на воздушную перевозку, а еще написано, что билет, выданный на перевозку по специальному тарифу, действителен для перевозки пассажира и его багажа в сроки, установленные авиакомпанией.

Исходя из вышеизложенного, делает заключение Ашот Ниязов, авиаперевозки в Казахстане регулируются казахстанскими законами, которые приведены в соответствие с международными соглашениями. А в Варшавской конвенции, Гаагском протоколе, рекомендациях IATA, также как и в Правилах, указано, что возврат неиспользованного билета производится в соответствии с правилами и тарифами авиакомпании.

Законы влияния

Юрист Chocotravel даже расписал, как выглядит иерархия законов, регулирующих правоотношения авиаперевозок, пассажиров и багажа. Согласно его раскладу, приоритет над национальным правом имеет Варшавский договор и Гаагский протокол и Рекомендации международной ассоциации воздушного транспорта IATA и Международной организации гражданской авиации IСАО. Далее по нисходящей:

a) Положения о договоре перевозки ГК РК

b) Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»

c) Закон РК «О защите прав потребителей»

d) Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 540 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2016 г.)

e) Правила соответствующей авиакомпании

То есть, по мнению юриста, при рассмотрении споров суды будут руководствоваться законом о защите прав потребителей только в крайнем случае, если не найдут четкого и однозначного ответа в норме закона о деятельности авиации.

Миннацэкономики расставило все точки на «i»

Чтобы расставить все точки над «i», мы написали письмо в Генеральную прокуратуру РК с просьбой разъяснить, каким законом необходимо руководствоваться авиакомпаниям и пассажирам. Ведь именно прокуратура надзирает за точным исполнением законов. Однако Генпрокуратура прислала ответ, что перенаправила наш запрос в Министерство национальной экономики, откуда в свою очередь был дан четкий ответ, что

требования закона о защите прав потребителей относятся ко всем сферам деятельности вне зависимости от форм собственности.

«Согласно пп. 4 и 6 п. 2 ст. 8-1 Закона, условиями, нарушающими и (или) ущемляющими права потребителей при заключении договора являются установления требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше 30% стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, а также предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора», — говорится в ответе Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК.

Что же касается иерархии законодательства, то и на этот вопрос ответили в министерстве, напомнив, что в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона РК «О правовых актах», при наличии противоречий в нормах права действуют нормы акта, позднее введенные в действие, то есть нормы закона о защите прав потребителей.

Дешевые невозвратные авиабилеты теперь вне закона

Авиа и туркомпании назвали беззаконием поправки к закону о защите прав потребителей

Отмена невозвратных авиабилетов убьет туристический рынок Казахстана — эксперты

Самое читаемое
© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter