Новый закон фактически отменил невозвратные авиабилеты. Теперь авиакомпании должны возвращать деньги за билет, даже если пассажир сам виноват в том, что не смог полететь. Однако на деле большинство авиакомпаний игнорируют эти новшества. Некоторые перевозчики уже сейчас заявляют, что выполнять новые правила закона не считают необходимым.
В авиакомпаниях Казахстана уверены: закон о защите прав потребителей не учитывает особенности их бизнеса. Поправки в закон о защите прав потребителей дали пассажиру право получить назад свои кровные, даже если о невозможности возврата билета указано в рекламе, тарифных правилах авиакомпании или в самом билете. Даже если сам пассажир это условие принял, поставив свою подпись под договором, не означает, что он не имеет права на получение большей части уплаченной суммы при отказе от полета. Так как наличие подобного пункта в договоре уже является нарушением действующего законодательства. Статья 8-1 обновленного закона о защите прав потребителей запрещает включать в договор заранее невыгодные для клиента условия.
Сложно представить себе пассажира, который был бы в восторге от невозвратных билетов. Как оказалось нет и авиакомпании, которая вот так запросто отказалась бы от реализации невозвратных билетов, повинуясь закону о защите прав потребителей. В юридической службе ТОО «Интернет Туризм», работающей под брендом Chocotravel, даже нашли лазейки, позволяющие объяснить, на каком основании они отступают от норм закона о защите потребителей.
Советник по правовым вопросам Ашот Ниязов на запрос редакции написал следующее: «Авиакомпании имеют право устанавливать специальные тарифы, которые нельзя вернуть или обменять, потому что деятельность авиакомпаний регулируется специальным законом. Соответственно, закон о защите прав потребителей не применяется при осуществлении возврата неиспользованных билетов».
Следуя логике Ашота Ниязова, общие положения о Договоре перевозки указаны в ст. 688 ГК РК, и она отсылает нас к специальным законам, а именно к
Закону РК от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»
Как объясняет юрист, в соответствии со ст. 76 данного Закона, коммерческие воздушные перевозки выполняются на основании договора воздушной перевозки и регулируются Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте, утвержденными уполномоченным органом в сфере гражданской авиации, то есть закон говорит нам, что коммерческая перевозка пассажиров регулируется Правилами.
А в правилах написано следующее: перевозчик выполняет перевозку пассажиров регулярными рейсами в соответствии с заключенными авиакомпанией договорами на воздушную перевозку, а еще написано, что билет, выданный на перевозку по специальному тарифу, действителен для перевозки пассажира и его багажа в сроки, установленные авиакомпанией.
Исходя из вышеизложенного, делает заключение Ашот Ниязов, авиаперевозки в Казахстане регулируются казахстанскими законами, которые приведены в соответствие с международными соглашениями. А в Варшавской конвенции, Гаагском протоколе, рекомендациях IATA, также как и в Правилах, указано, что возврат неиспользованного билета производится в соответствии с правилами и тарифами авиакомпании.
Юрист Chocotravel даже расписал, как выглядит иерархия законов, регулирующих правоотношения авиаперевозок, пассажиров и багажа. Согласно его раскладу, приоритет над национальным правом имеет Варшавский договор и Гаагский протокол и Рекомендации международной ассоциации воздушного транспорта IATA и Международной организации гражданской авиации IСАО. Далее по нисходящей:
a) Положения о договоре перевозки ГК РК
b) Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации»
c) Закон РК «О защите прав потребителей»
d) Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 540 «Об утверждении Правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушном транспорте» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2016 г.)
e) Правила соответствующей авиакомпании
То есть, по мнению юриста, при рассмотрении споров суды будут руководствоваться законом о защите прав потребителей только в крайнем случае, если не найдут четкого и однозначного ответа в норме закона о деятельности авиации.
Чтобы расставить все точки над «i», мы написали письмо в Генеральную прокуратуру РК с просьбой разъяснить, каким законом необходимо руководствоваться авиакомпаниям и пассажирам. Ведь именно прокуратура надзирает за точным исполнением законов. Однако Генпрокуратура прислала ответ, что перенаправила наш запрос в Министерство национальной экономики, откуда в свою очередь был дан четкий ответ, что
требования закона о защите прав потребителей относятся ко всем сферам деятельности вне зависимости от форм собственности.
«Согласно пп. 4 и 6 п. 2 ст. 8-1 Закона, условиями, нарушающими и (или) ущемляющими права потребителей при заключении договора являются установления требования по оплате потребителем несоразмерно большой суммы (свыше 30% стоимости товара, услуги, работы) в случае невыполнения им обязательств по договору, а также предоставление продавцу (исполнителю, изготовителю) права не возвращать уплаченную денежную сумму за непредоставленный товар (услуги, работы) в случае расторжения договора», — говорится в ответе Комитета по защите прав потребителей МНЭ РК.
Что же касается иерархии законодательства, то и на этот вопрос ответили в министерстве, напомнив, что в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона РК «О правовых актах», при наличии противоречий в нормах права действуют нормы акта, позднее введенные в действие, то есть нормы закона о защите прав потребителей.
Дешевые невозвратные авиабилеты теперь вне закона
Авиа и туркомпании назвали беззаконием поправки к закону о защите прав потребителей
Отмена невозвратных авиабилетов убьет туристический рынок Казахстана — эксперты