Уровень медицинской грамотности казахстанцев — 20%. Для сравнения: тот же показатель в Сингапуре — 92%.
Эти данные привел ведущий специалист Института общественного здравоохранения Талапкали Измухамбетов на круглом столе в Институте общественного здоровья, посвященном творчеству одного из лидеров Алаш Орды Халела Досмухамедова. Почти забытый ныне алашордынец еще в 20-е годы 20-го века был активным сторонником массового распространения медицинских знаний — он считал, что таким образом можно улучшить здоровье нации. Увы, спустя почти сто лет средний уровень медицинских знаний казахстанцев, как выясняется, находится на катастрофическbи низком уровне. Если в крупных городах ситуация выглядит неплохо, то регионы эту статистику серьезно портят.
— Странно, что сегодня при наличии самых современных устройств и доступе к информации наш народ является абсолютно неграмотным в отношении собственного здоровья, – говорит Талапкали Измухамбетов. – Есть понятие Health Literacy, которое означает способность искать, читать, понимать и использовать информацию, касающуюся здоровья. Университет Блумберга проводил исследование, которое показывает степень осведомленности о своем здоровье среди людей в разных частях мира. По его итогам на первом месте оказался Сингапур – там уровень медицинской грамотности населения достигает 92 процентов. Я спрашивал у наших деятелей ЗОЖ о значении казахстанского Health Literacy, оказалось, что он не дотягивает и до 20 процентов.
Измухамбетов призвал взять на вооружение те технологии просвещения, которые применял Халел Досмухамедов. Алашордынец показал пример специалиста, который прошел профессиональный путь с самого начала – с участкового врача. Впоследствии он стал руководителем Департамента организации здравоохранения республики и на своей должности помимо организационных вопросов занимался и просвещением населения. По большому счету, его можно ставить в пример и современным министрам:
— Закончив Императорскую военно-медицинскую академию в Петербурге, он знал 7 языков. В нашем медицинском университете Асфендиярова учатся 11 тысяч студентов, но я не знаю ни одного такого же, — отметил Измухамбетов. — Помимо трудов по медицине он писал уникальные вещи и в других областях, оставив след в 13 разных направлениях культуры.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии»